Найти в Дзене
кинОбъектив

Как Рязанову, при наличии худсовета, удалось снимать одних и тех же актеров в своих фильмах

В советское время режиссеры не могли снимать в своих фильмах того, кого они хотели. Для этого существовал худсовет, который требовал предоставить как минимум 3-4 кандидатуры на одну роль. И только потом, с тяжелой властной руки худсовета утверждался тот или иной актер. О том, чтобы режиссер сам утвердил актера, да еще и без кинопроб не могло идти и речи!

Эльдар Рязанов и Ко
Эльдар Рязанов и Ко

Но у режиссера Эльдара Рязанова была привилегия, благодаря которой он имел право сам выбирать актеров в свои фильмы без одобрения худсовета. В итоге сложилась своя команда актеров, которая кочевала из одного фильма в другой. Основной каст, с периодической заменой, состоял из: Андрея Мягкова, Олега Басилашвили, Лии Ахеджаковой, Светланы Немоляевой, Валентина Гафта и Людмилы Гурченко.

Но как же так получилось, что только Рязанов смог получить такое "счастье"? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, мы вернемся на 48 лет назад, в 1973 год, в год выхода фильма "Невероятные приключения итальянцев в России". Картина, получившая зрительскую любовь и негативную оценку от киноруководства.

Кадр из фильма "Приключения итальянцев в России", Андрей Миронов
Кадр из фильма "Приключения итальянцев в России", Андрей Миронов

Тогда начальству не понравился образ милиционера в исполнении Андрея Миронова. Уж слишком не советским он был в фильме. После такого оскорбления от Миронова, Начальство решило наказать Рязанова. В СССР была такая практика: когда режиссер сделал картину, которая не очень нравится начальству, но не до такой степени, чтобы её запрещать к показу, его наказывали тем, что отсылали работать на телевидение. Потому как ТВ рассматривалось начальством как что-то менее значимое, чем кино.

На ТВ Рязанов пришел в 1975 году с пьесой "С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…", которую он написал вместе с Эмилем Брагинским. И через год, 1 января 1976 года зрители увидели двухсерийный фильм, без которого сейчас не обходится ни один российский Новый год.

Постпродакшн фильма "Ирония судьбы"
Постпродакшн фильма "Ирония судьбы"

Безусловно, фильм имел успех у зрителей. И руководство ТВ были довольны такому повороту событий, мол что к нам пришел такой режиссер. Только киношникам такой исход не понравился. Киновед Сергей Лаврентьев объясняет это тем, что между ТВ и Кино всегда существовала конкуренция:

У телевидения было свое начальство, которое с киношным начальством находилось в конкурентных отношениях. И очень часто телевизионное начальство любила показать партийному начальству, которое стояло во главе всех, что вот у киношников этот режиссер как-то не очень, а вот у нас как он раскрылся!
Съемки фильма "Жестокий романс"
Съемки фильма "Жестокий романс"

После такого, руководство Госкино готово было пойти на любые уступки, лишь бы режиссер ушел с телевидения и вернулся в большое кино. Эльдар Рязанов вернулся, но с условием, что он будет снимать в своих фильмах актеров без утверждения худсовета. Согласитесь, такая ссылка на ТВ оказалась режиссеру только на руку.

Итак, получилась своя команда, которая кочевала из одного фильма в другой. В настоящее время, трудно найти таких режиссеров, которые создали свою труппу актеров. И переходят из одного проекта в другой. Мне вспомнились только два американских режиссера - это Райан Мерфи и Брэд Фэлчак, авторы сериала "Американская история ужасов", где основной каст актеров играл по меньшей мере 7 сезонов.

#кино #культура #интересные факты