Найти тему
История моды с Марьяной С.

Веера вдовствующей императрицы

Чем ближе конец XIX и начало XX века, тем больше смягчаются правила сложного траурного этикета. Однако чем более высокую ступеньку в обществе ты занимаешь, тем строже всё это и соблюдаешь. И Мария Фёдоровна, вдова Александра III, до конца своих дней предпочитала тёмные тона - от чёрного до лилового.

Интересно взглянуть на её траурные веера. Будучи сначала великой княгиней, а затем императрицей, она обладала впечатляющей коллекцией вееров, часть которой до сих пор показывают на тематических выставках. И можно только поражаться и тонкой работе, и великолепным материалам, и сюжетам. Я, в частности, писала о веере-ландыше, кавалергардском веере и семейном - и это ещё самые скромные варианты!

Веер "Шпицы" императрицы Марии Фёдоровны, 1890-е. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа
Веер "Шпицы" императрицы Марии Фёдоровны, 1890-е. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа

Вот, к примеру, вроде бы совсем простенький - возможно, для прогулок - чёрный веер, зато его украшают изображения шпицев, что сразу придаёт ему игривый характер!

А вот в трауре носишь совсем другие...

Траурный веер вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, 1894-95. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа
Траурный веер вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, 1894-95. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа

Взгляните, к примеру, на этот. Веер для самого строгого траура. Никакой отделки - почти незаметная резьба по дереву, и экран из чёрного крепа. Я уже как-то писала о придворном траурном платье Марии Фёдоровны, в котором она была на свадьбе сына. Белое платье было покрыто крепом. Вот и здесь та же ткань.

Для производства крепа (шерстяного или шёлкового) основу натягивали из туго скрученных нитей, а уток из слабо скрученной пряжи. Так что креп получался шероховатым наощупь. В общем-то, шить из него можно было что угодно, но постепенно креп заработал репутацию траурной ткани - ведь при строгом трауре носили материалы без блеска, как можно более... унылые. И, по всей видимости, этим веером Мария Фёдоровна пользовалась в первый год после утраты супруга.

Веер вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, 1910-е. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа
Веер вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, 1910-е. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа

А вот веер куда более роскошный, из шёлкового газа, усыпанный стальными блёстками. При вечернем освещении они очень красиво переливаются! Говорю вам, как счастливая обладательница таких веером (несравнимо более скромных, конечно). Чёрные веера с пайетками были в ту эпоху очень модными, и пользовались ими не обязательно вдовы, но для вдовствующей (к тому времени уже много лет) императрицы - это, наверное, идеальный выбор.

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, 1908. (сс) Wikimedia Commons
Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, 1908. (сс) Wikimedia Commons

А на этой фотографии на ней платье, усыпанное сверкающими пайетками, но такой же веер - это уж, пожалуй, слишком! Так что в руках у вдовствующей императрицы веер-плиант, то е. веер из перьев, и судя по форме и пышности - из перьев страуса. Опять-таки очень модный в ту эпоху.

Словом, женщина со вкусом, которому и траур не помеха.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory