Найти тему

Музей Прадо усомнился в подлинности "Спасителя мира"

"Спаситель мира" да Винчи, проданный на Christie's в 2017 году за 450 млн долларов, в каталоге выставки музея Прадо был отнесен к категории работ, «приписываемых художнику и его мастерской». Эта картина была куплен а в ноябре 2017 года министром культуры Саудовской Аравии принцем Бадром бин Абдуллой как полностью оригинальная работа Леонардо да Винчи. Однако кураторы музея Прадо усомнились в этом.

Сомнения относительно работы были выражены в каталоге выставки Прадо «Леонардо и копии Моны Лизы», которая проходит в Мадриде до 23 января 2022 года. Хотя отдельные специалисты и раньше ставили под сомнение статус "Спасителя мира", решение Прадо представляет собой наиболее критический ответ со стороны ведущего музея мира со времен аукциона Christie's.

Вердикт Прадо четко виден в указателе каталога выставки, в котором есть список подлинных картин Леонардо, и другой - работ, «приписываемых художнику и его мастерской». Хотя выставка фокусируется на копии Моны Лизы, созданной Прадо, в нем также рассматриваются версии других композиций Леонардо.

Вступительное эссе каталога Prado принадлежит Винсенту Делевену, куратору важной ретроспективы Леонардо 2019 года в Лувре. Он обсуждает различные взгляды на "Спасителя мира", не высказывая особого собственного мнения, хотя и упоминает «удивительно плохое качество [проработки] деталей». Куратор Prado Ана Гонсалес Мозо комментирует в своем эссе для каталога, что «некоторые специалисты считают, что существовал утраченный к настоящему времени прототип ["Спасителя мира" Леонардо], в то время как другие думают, что [эта работа] является оригиналом». Однако она предполагает, что «нарисованного да Винчи прототипа не существовало».