Найти в Дзене
Узнай Арамиль

Храм во имя Святой Троицы г. Арамиль. История

Оглавление

XVII-XVIII вв. Первая церковь Рождества Христова

Арамильский острог
Арамильский острог

К началу 18 века в Арамильском остроге стояла небольшая деревянная церковь в честь Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца. В переписной книге Тобольского уезда (1695 г.) сказано: «В остроге для государского богомолья церковь во имя Рождества Христова и в церкви святые иконы, книги и ризы и всякая церковная утварь. Колокольня рубленая. На ней пять колоколов медных».

Церковь была сожжена башкирами во время бунта 1709 г. Вместо неё заложили вторую деревянную церковь с шестью колоколами, освященную в 1717 г. Над входом в церковь «в бочке» (особом углублении, благодаря которому игона сохранялась от дождя и снега) находился образ Божией Матери «Знамение». Внутри находилось много икон в серебренных и вызолоченных окладах, церковные книги и облачения, различная утварь. О сохранности имущества заботился церковный староста, которого выбирали всем миром. Здесь же решались многие житейские дела.

В 1782 г. церковь сгорела, осталась лишь колокольня, к которой прирубили храм, который был освящён 20 июня 1783 г. Эта церковь была небольшая, поэтому не вмещала всех прихожан.

XVIII-XIX вв. Свято-Троицкая деревянная церковь

30 апреля 1784 г. был заложен и 20 июня 1790 г. освящён новый однопрестольный деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь была «снабжена утварию сребреною, чашею и дискосом, двумя Евангелиями…, крестами…, дароносицею сребреною, довольным числом книг, и ризницею, и кадилами… Иконостас столярной, живописи образа посредственной, местные образа в ризах медных позолоченных…».

Расположилась она на возвышении, в месте слияния реки Арамилки и реки Исеть. Это позволяло хорошо видеть церковь со всех сторон слободы.

«Загородняя прогулка императора Александра I», авт. К.Я. Афанасьев. Гравюра, начало 1820 гг.
«Загородняя прогулка императора Александра I», авт. К.Я. Афанасьев. Гравюра, начало 1820 гг.

В 1824 году Император Александр I посетил слободу. В воспоминаниях о трёхдневном пребывании Императора Александра I в Екатеринбурге неизвестный очевидец посвятил несколько строк встрече Государя с жителями Арамильской слободы.

…Поутру 25 числа сентября Августейший Путешественник изволил прибыть на границу заводов Екатеринбургских. В Арамильском заводском селении, остановясь для перемены лошадей, был встречен у церкви священником со крестом и святою водою. Обозрев церковь и, расспрося жителей по принадлежности селения к заводам, отправился в город Екатеринбург…

Жители Арамили и окружающих деревень, ликуя, толпились у церкви, приветствуя царя. Так, на протяжении нескольких часов, Арамильское стало самым главным селом империи – здесь находился сам император Александр I. Памятник ему, установленный в конце XIX века напротив храма, был уничтожен в первые годы советской власти.

XIX-XXI вв.

-3

В 1830 году был заложен Свято-Троицкий каменный храм. Его проект составил уральский архитектор М.П. Малахов. Епископ Мелетий пишет в письме к пермскому губернатору Тюфяеву, что прихожане желают соорудить каменную церковь. Губернатор направил присланные документы на согласование с губернским архитектором Васильевым.

25 мая заложен каменный трёхпрестольный храм. В 1838 г. освящен южный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в 1842 г. освящен главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы, в 1858 г. освящен северный придел во имя пророка Божия Илии.

В 1846 году было решено отчислить по 1 руб. 50 коп. серебром с каждого годного работника на изготовление риз для иконостаса новой церкви. А тогда годовой заработок работника составлял 20 рублей.

-4

Каменная с железными решетками ограда церкви тоже строилась на деньги, отданные работниками добровольно. В 1847 году на общем сходе было решено отчислять в течение трех лет деньги на строительство ограды.

С 1829 по 1847 гг. неизменным старостою в церкви был Михаил Патрушев, который, как писали прихожане «оправдал… доверие своею деятельностью в пользу церкви».

Храм сохранился до наших дней почти в первозданном виде, перестроили только вход, а каменная ограда была разрушена. Сейчас южный и северный приделы носят названия, противоположные тем, какие были у них первоначально.

-5

После революции 1917 г. и принятия 6 января 1918 г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», 29 мая 1922 г. изъяли церковные ценности. 1 мая 1931 г. во время первомайской демонстрации прихожане предусмотрели организацию защиты церкви в случае её закрытия.

В 1935 г. был запрещён колокольный звон, затем были арестованы все церковнослужители Свято-Троицкого храма. После этого 31 января 1938 г. церковь закрыли. Колокола сбросили, колокольню и ограду разрушили, а каменные надгробия кладбища были раздроблены в щебень, которым устлали дорогу в центре города.

Во времена советской власти в здании сначала была общеобразовательная школа, затем разместился магазин. Подвал и сам храм подверглись переделке.

XXI вв. Возрождение церковной жизни

В апреле 1990 года решили передать здание бывшей церкви православному религиозному обществу для восстановления и дальнейшего использования  в молитвенных целях. Начались восстановительные работы, которые продолжаются  по сей день.

С 1991 г. начались богослужения во временном алтаре и притворе храма. В 2006-2008 гг. восстановили колокольню. В 2013 г. открыт для богослужения главный придел храма. В 2014 г. установлен иконостас и начаты работы по росписи главного придела храма. В настоящее время продолжаются работы по реставрации внешнего вида храма, ремонту кровли и восстановлению главного придела.

-10