Чтобы окончательно подчинить кавказские народы и покончить с хазарами, халифат послал 120-тысячную армию под предводительством Мурвана-ибн-Мухаммеда, прозванного Мурваном-кру (кру-глухой), так как он был глух ко всем несчастьям. В 735 году Мурван-крувторгся в Грузию. Арабы захватили в плен аргветских мтаваров Давида и Константина и зверски пытали их. Братья отказались принять ислам, за что были преданы мучительной казни. Грузинская церковь причислила мучеников к лику святых. В их память недалеко от города Кутаиси был построен храм Моцамета, превратившийся впоследствии в монастырский комплекс.
Римский след в Грузинских землях
Римляне побывали в Грузии за 65 лет до н.э. во время войны против Понта и Армении. Командовал римскими войсками Помпей. Колхидское царство потеряло свою независимость и вошло в состав Римской империи в виде провинции. Дальнейшие исторические отношения между Римом и Грузией считаются на протяжении многих лет, вплоть до II века нашей эры, когда Иберия обрела полную независимость и откусила кусок территории от ослабленной Армении. Конец III в ознаменовался для грузинских племен образованием Лазского царства, просуществовавшего четверть тысячелетия, после чего Эгриси поглотила Византия.
Грузинский народ не мог больше терпеть невыносимого гнета арабского правления и восстал. Борьбу против арабов возглавил эрисмтавар Нерсе II, за что в 772-773 годах был отозван халифом и три года просидел в темнице. Тогда и сблизился Нерсе с Або, который после освобождения Нерсе последовал за ним в Картли. Нерсе продолжал свою антиарабскую деятельность, но позднее вынужден был уйти к хазарам, от которых надеялся получить помощь против общего врага – арабов. Но хазары воздержались от в борьбы с арабами.
Принятие христианства
Жители закавказского государства очень религиозны, основными религиями страны считаются:
· православное христианство;
· католицизм;
· мусульманство.
В то время, как некоторые грузины «колеблются и не уверены в себе, сгибаются, как тростник гнется от сильного ветра” и «многие ошибаются и отступают от праведного пути» (Иоанэ Сабанисдзе), поступку Або придавалось огромное значение. Араб по происхождению и мусульманин по вероисповеданию, Або принял христианство. Это было таким позором для арабов, что никакая победа на поле брани не могла искупить его. Арабы всячески пытались заставить Або вернуться к своей вере и «признать свою ошибку», но не добились цели. Его зверски мучили и в 786 году обезглавили, труп сожгли, а пепел выбросили в Мтквари. В память о мученической кончине Або упомянутый Иоанэ Сабанисдзе, бывший свидетелем его смерти, написал жизнеописание святого, ставшего покровителем города Тбилиси. «Мученичество святого Або» является одним из самых блестящих агиографических произведений древней грузинской литературы.
Наиболее распространено православие – Грузинская православная церковь насчитывает порядка 65% последователей от всего населения страны.
Давид IV Строитель
Давид IV Строи́тель (1073 — 24 января 1125) — царь Грузии (1089—1125) из династии Багратионов. В его правление произошло объединение грузинских княжеств в единое централизованное государство. С 1080 г. в Грузии начинается т.н. «великая туретчина», когда турки, не довольствуясь грабежами и насилием, стали заселять долины Грузии, оседать здесь с семьями и стадами, разрушая оросительную систему, вырубая фруктовые сады и виноградники, превращая цветущие угодья в пастбища. В крупных городах и крепостях стояли турецкие гарнизоны, всюду рыскали их вооруженные отряды, грабя и насилуя; крестьяне оставляли села и бежали в горы, пустели города. Лишь небольшая часть Западной Грузии оказалась огражденной от постоянных набегов и опустошений. Вместе с тем страна обязана была платить ежегодную дань. Положение усугублялось и тем, что в этой кризисной ситуации у власти находился недальновидный и слабохарактерный царь Георгий II (1072-1089). Прогрессивные силы государства вынудили царя отказаться от престола в пользу его 16-летнего сына Давида. Так в 1089 г. пришел к власти Давид IV, величайший политический деятель феодальной Грузии, получивший в народе прозвище «Строитель» (правда, грузинское слово «Агмашенебели» точнее было бы перевести как «возстроитель» или «возродитель», но в научной литературе принят вышеназванный термин).
Христианство пришло на земли Иверии рано, в начале первого столетия от Рождества Христова. Происхождением христианской веры грузины обязаны апостолам:
· Андрею Первозванному;
· Симону Кананиту.
Согласно легенде, Богородице выпал жребий нести Слово Божие в земли Иверии, однако Его посланец запретил Деве Марии покидать Иерусалим. Поэтому Святая Матерь Божия поручила исполнить свою миссию двум апостолам, которых называют основоположниками грузинской православной церкви.
Юный царь энергично приступает к решению первоочередных задач: возвращение производительного населения на отчие земли, возрождение экономики страны и изгнание турок-сельджуков. Но для решения их необходимо было подавить сопротивление реакционных сил в лице непокорных крупных феодалов. Затем Давид IV стал создавать небольшие, но боеспособные подвижные военные отряды из свободных (царских) крестьян и служилых помещиков-азнауров, которые повели планомерную борьбу против бесчинствующих по всей стране турецких банд, постепенно пресекая их действия. Это дало возможность укрывавшимся в горах земледельцам спуститься в долины и приступить к возрождению хозяйства. Умело использовал Давид Строитель и улучшение международной обстановки, связанное с походом крестоносцев (I крестовый поход, 1096-1099 гг.). Теперь можно было приступать к окончательному изгнанию турок, еще владевших крупными городами-крепостями Восточной Грузии и, в первую очередь, Тбилиси. Но для этого требовалось боеспособное войско и дальнейшее упрочение царской власти.
Однако, несмотря на то, что проповедники посещали Грузию на протяжении столетий, Иберия оставалась языческой страной вплоть до IV века. Торжество христианской религии во многом обязано трудам Святой Нины, которая способствовала массовому обращению населения в христианство.
Первоочередной задачей являлось проведение церковной реформы. Церковь была мощной и действенной организацией, пользовавшейся большим влиянием, поэтому Давид нуждался в ее поддержке. В то же время, в период арабского владычества, затем господства турок, в условиях феодальной раздробленности церковь сильно деградировала, высшие церковные должности оказались в руках представителей родовитой знати, зачастую недостойных и коррумпированных; такая церковь являлась опорой для реакционной феодальной верхушки, а не царя. Давид Строитель повел решительное наступление на нездоровые силы в церкви. В 1103 г. он созвал всегрузинский церковный собор, заседания которого проходили в двух соседних епархиях — Руиси и Урбниси (в Восточной Грузии, западнее г. Гори). Решениями Руис-Урбнисского собора были смещены недостойные церковные сановники и на их место избраны поддерживающие царя и прогрессивно настроенные лица: кроме того, было запрещено пользоваться церковным имуществом для личного обо гашения, или в целях, противоречащих интересам государства. Давид IV фактически подчинил церковь государству, поставив ее на службу интересам последнего. Это было ощутимым ударом по реакционной родовитой знати и дало в руки царя мощное идеологическое оружие.
История языка
Историки подразделяют периоды развития языка на три этапа, начиная с V века нашей эры. Основой древнего языка является речь картлийской народности. Период, прозванный древним, относят к промежутку V-XI вв н.э. Далее выделяют отрезок времени до начала 19 столетия, называемый средним. Окончательный этап развития получил название «нового», однако последние два периода имеют условное разделение, поскольку современный язык отличается от своего предшественника только лексикой.
Параллельно Давид Строитель создает постоянное войско из свободных служилых азнауров и царских крестьян, особо заботясь об их качественном вооружении, строгой организованности и военно-тактической выучке. К началу XII в. количество постоянного войска достигало примерно 40 тысяч. Теперь можно было начинать генеральное наступление против турок. Первый удар Давид Строитель нанес туркам в восточных областях Грузии. В ответ на эту акцию турки вторглись с большим войском на территорию Кахети, но в 1105 г. в битве при Эрцухи были наголову разбиты. В течении 1110-1118 годов турки были изгнаны из городов: Самшвилде, Рустави, Гиши, Кабалы и Лоре, Давид IV все ближе подбирался к Тбилиси, занимая узловые пункты на основных путях, ведущих к нему. Уже в то время в стратегических планах Давида вырисовывается одна тенденция: он стремится не только к объединению грузинских земель, но выступает в роли освободителя всего Закавказья и создателя многонационального государства. Гиши и Кабала — города Шарвана (нын. Азербайджан), а Лоре находился в области, населенной в основном армянами.
Древний грузинский язык имеет в своей основе картлийскую речь. Некоторые исследователи предполагают, что письменность у грузин развилась в дохристианские времена, однако фактические доказательства, подкрепленные археологическими изысканиями, эту теорию опровергают.