Найти тему

ГАЗ-АА – главный грузовик Великой Отечественной войны

Всем привет!

Горьковский автозавод по праву может считаться главным производителем отечественных грузовиков. И уже в 30х гг. прошлого века этот автогигант выпустил настоящую легенду отечественного автопрома, верно служившую Отечеству и в период индустриализации, и во время Великой Отечественной войны, и после нее. Думаю, вы уже догадываетесь, что речь идет о знаменитой «полуторке» ГАЗ-АА.

Источник фото: kolesa.ru
Источник фото: kolesa.ru

Прототипом нашего героя послужил легкий американский грузовик Ford-AA. Первое время горьковский автомобиль был практически полной копией американца, но очень скоро выяснилось, что характеристики Ford-AA не подходят для советских условий. Конструкторам пришлось существенно переделать грузовик, доработав или заменив в нем многие детали, но в общем и целом ГАЗ-АА, появившийся в 1932 г., остался простым: рама держала все основные агрегаты машины.

В числе прочего, советские машиностроители заменили силовой агрегат машины. Под капотом «полуторки» был установлен мотор, похожий на тот, что стоял на легковом ГАЗ-А, объемом 3,3 л и мощностью 40 л.с. Он оказался очень надежным и мог работать на низкокачественном бензине, а иногда и на керосине. Но главной бедой этого двигателя было отсутствие насоса: топливо текло самотеком, и часто на подъемах «полуторка» глохла.

В кабине же водителя спартанский минимум: тяжелый руль, практически отсутствие приборов и рычаг 3-ступенчатой коробки передач. Стеклоочиститель был только один – для шофера, а воздуходувки и вовсе не было:

Кабина ГАЗ-АА. Источник фото: drive2.ru
Кабина ГАЗ-АА. Источник фото: drive2.ru

Несмотря на некоторые недочеты при проектировании, «полуторка» ГАЗ-АА заняла в СССР 30х гг. главенствующую позицию. Она использовалась и в военных целях, и на строительстве, и в сельском хозяйстве. Кроме стандартных бортовых грузовиков, выпускались пожарные автомобили:

Источник фото: liveinternet.ru
Источник фото: liveinternet.ru

Фургоны:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

И кареты скорой помощи:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

А также микроавтобусы под обозначением ГАЗ-03-30, но эта машина – отдельная тема на нашем канале, и к ней я однажды вернусь.

Интересно, что ГАЗ-АА довелось сняться в кино:

Кадр из т/с «Место встречи изменить нельзя», реж. С. Говорухин, 1979 г.
Кадр из т/с «Место встречи изменить нельзя», реж. С. Говорухин, 1979 г.

В 1938 г. «полуторка» модернизировалась и стала обозначаться ГАЗ-ММ. Главное изменение в машине – мотор от ГАЗ-М1 «Эмка», уже занимавшим объем 3,5 л и развивавшим 50 лошадок. Внешне же модернизированную «полуторку» можно узнать по более мелким фарам:

ГАЗ-ММ. Источник фото: drive2.ru
ГАЗ-ММ. Источник фото: drive2.ru

Предполагалось, что в 1941 г. на смену «полуторке» придет новый ГАЗ-51, но начавшаяся Великая Отечественная война поставила крест на этом плане. ГАЗ-АА, хоть уже и успел устареть, стал незаменимым помощником советских войск. Грузовики перевозили солдат, боеприпасы и раненых, а также могли буксировать легкую артиллерию. Но, пожалуй, главным предназначением машины стала доставка боеприпасов через замерзающее в зимнее время Ладожское озеро в блокадный Ленинград, по так называемой Дороге жизни. На обратном же пути на «полуторках» эвакуировали из города сотни тысяч людей. Лед мог выдерживать только такие легкие грузовики, как «полуторка». Конечно, использовался и другой советский грузовик – трехтонный ЗиС-5, но он мог двигаться только по очень толстому льду.

ГАЗ-АА на Дороге жизни. Источник фото: m.fotostrana.ru
ГАЗ-АА на Дороге жизни. Источник фото: m.fotostrana.ru

Важная деталь. Во время войны в СССР вовсю старались сэкономить материалы, поэтому с грузовиков часто «снимали» некоторые детали. Доказательства тому – ГАЗ-ММ без дверей и одной фары, крыша которого была брезентовой:

Упрощенная «полуторка». Источник фото: m.fotostrana.ru
Упрощенная «полуторка». Источник фото: m.fotostrana.ru

ГАЗ-АА/ММ сопровождали доблестных советских солдат на протяжении всего периода войны, вплоть до взятия Берлина, а после победы над фашистами эти машины активно помогали восстанавливать хозяйство огромной страны. Модернизированная «полуторка» выпускалась до 1950 г., причем последние годы не в Горьком, а в Ульяновске, где впоследствии стали производиться внедорожники.

«Полуторка» имела немало предназначений в мирное время и внесла немалый вклад в Великую Победу, за что сегодня ее вовсю стараются сохранить. На родине легенды в Горьком один из уцелевших экземпляров стоит на постаменте:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Но самое главное, в любом музее ретро-автомобилей в обязательном порядке присутствует «полуторка». Некоторые из них принимают участие в праздничных мероприятиях и выездных выставках. И вот в мае 2019 г. мои родственники встретили отреставрированную «полуторку» в Казани:

-11

Я же в августе этого года, побывав в музее ретро-транспорта в Красноярске, тоже встретил эту легенду:

-12

«Полуторка» ГАЗ-АА – пожалуй, самый легендарный советский грузовик. Он обязан своей славой нашим дедам и прадедам, прошедшим войну, и сегодня народ говорит им «большое спасибо» через многочисленные музейные экземпляры этого грузовика.

Встречались ли вам отреставрированные «полуторки» в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!