Эго-роман, эго-беллетристика, он же «ватакуси сёсэцу», как его называют на родине — в стране восходящего солнца. Жанр возник в начале двадцатого века. Это отнюдь не скучная стройная летопись, документирующая чью-то жизнь от и до, вовсе нет. Вся его суть заключена в названии — это исповедь автора, позволяющая взглянуть на мир его глазами, оказаться в его голове и попытаться проанализировать ворох мыслей и событий, через которые он прошел.
Начало данному жанру положил Фтабатэй Симэй (1864-1909 гг.) своим романом «Хэйбон» или «Обыденность». Название ничего не напоминает? Первое, что приходит на ум — «Обыкновенная история» Ивана Гончарова, и это правильный ответ. Симэй был хорошо знаком с русской литературой, не только переводил с русского на японский, но и с японского на русский, а также какое-то время жил в Петербурге. Поэтому неудивительно, что в двух из трех его художественных произведениях прослеживаются либо отсылки на Гончарова и Достоевского, либо прямые попытки подражать (как было в «Укигумо» («Плывущее облако»)).
«В то время я впервые решил быть писателем, потом я сказал об этом другим людям. Но это неправда. Я никогда ничто не решал за всю мою жизнь. Ситуация уже была определена, и именно она заставляла меня делать что-либо. Я ничего не решал, когда меня исключили из списка студентов. Я только лежал на кровати в своей комнате и как-то стал писателем», — таковы слова главного героя «Обыденности». Согласитесь, легко представить, что это говорит излюбленный нами «лишний человек» вроде Обломова или Раскольникова. Из его слов сочится знакомая тоска, от них веет декадансом. Кстати, о последнем… Фотография Осаму Дадзая в баре «Люпин»
Интерес к эго-беллетристике значительно возрос из-за Осаму Дадзая и его «Исповеди неполноценного человека». Данное произведение по сей день пользуется спросом и популярно настолько, что имеет несколько экранизаций: «Исповедь неполноценного человека» фильм 2009 года и аниме 2019 года, «Осаму Дадзай и три женщины» фильм 2019 года; «Классические истории» аниме-сериал 2009 года, а автор получил свое новое воплощение в аниме-сериале «Великий из бродячих псов» и игре «Литераторы и алхимик - Шестерни правосудия», а отсылок еще больше.
Произведение изложено в трех тетрадях и рассказывает о детстве и взрослении некоего Обы Ёдзо (настоящее имя автора — Сюдзи Цусима) в послевоенные годы. Это сложный человек, который с детства ощущал себя лишним и не мог найти свое место среди людей, поэтому выбрал играть роль паяца и плыть по течению жизни, но каждое его действие или бездействие неизменно приводит к еще большим сложностями в жизни. Ему одновременно хочешь сопереживать, местами узнаешь себя, но в целом он… отталкивает. Даже в сердце аудитории ему не найдется подходящего места, он будет выбиваться из общей картины, как бракованный кусочек паззла.
Настоящий «лишний человек».
Таким же был сам Осаму Дадзай. Это подтверждал его друг и коллега Анго Сакагучи, который состоял с ним в группе «Бурайха» или «Школу декаданса» вместе с Одой Сакуноске.
Все они писали об антигероях, являющихся воплощением послевоенной Японии — бесцельных, развратных и изможденных тяжестью собственных грехов. Снова чувствуется родство с нашей литературой, и не зря — на творчество Дадзая сильно повлиял Достоевский, а описание антигероев очень напоминает нашего злосчастного Печорина.
Казалось бы, Япония — далекая для нас страна по расположению, религии и менталитету, однако общие тенденции в литературе видны невооруженным глазом — это и склонность к рефлексии, глубокому психоанализу, и любовь к страданиям. Возможно, в какой-то мере этому способствует тот, что большая часть нашего государства расположена именно в Азии.
Может, мы не так уж и далеки друг от друга?
Автор: Инесса Пишикина