В прошлой статье я рассказывал про сигнал бедствия SOS. Сегодня будем разговаривать про современные аналоги сигналу SOS.
С развитием радио на флоте, качество связи и аппаратуры выросло и 1 февраля 1999 года Международной морской организацией (IMO - Internathional Maritime Organization) сигнал SOS был заменен автоматизированной аппаратурой ГМССБ.
ГМССБ - это глобальная морская система связи при бедствии. С момента появления стойки ГМССБ на судах надобность знания азбуки Морзе отпала, вместе с ней надобность и сигнала SOS.
Хотя азбука Морзе все еще используется при подаче визуальных сигналов
Сигнал разбился на множество других и стал автоматизированным. Вот сегодня кратенько поговорим про аппаратуру ГМССБ и сами сигналы.
Аппаратура ГМССБ.
В стойку ГМССБ входит сразу несколько групп приборов:
· Система спутниковой связи.
· Буй КОСПАС/SARSAT
· Поисково-спасательный радарный транспондер
· Радиостанции с возможностью подачи ЦИВ (Цифровой избирательный вызов)
· Аварийные радиостанции
Подробно про всю аппаратуру стойки ГМССБ расскажу в следующей статье. Ведь эта тема достойна отдельной статьи.
Современные сигналы бедствия. Аналоги сигнала SOS.
В современном радиовещании есть 3 типа сигналов бедствия:
- MayDay
- PAN-PAN
- Securite
Каждый из этих сигналов имеется свою зону применения, в зависимости от серьезности ситуации применяется тот или другой.
MayDay можно назвать правопреемником сигнала SOS. MayDay не майский день, как может показаться, а английская транскрипция французского m'aidez.
В стандартном французском это слово не является призывом о помощи, зато легко читается в радио-эфире и поэтому было взято на вооружение в 1923 году
Так как сигнал MayDay считается правопреемником сигнала SOS (Save our Souls) то он используется в ситуациях, когда есть непосредственная опасность для жизни людей.
Например, взрыв или пожар. Вы можете возразить, "Так вы там на железяках ходите, чего вам пожара бояться ?"
А я отвечу. Суда к сожалению, хоть и имеют металлический корпус и практически все конструкции, но горят как спички. Огонь распространяется в считанные минуты и захватывает все судно. Пожар на судне может стать причиной взрыва, особенно на танкерах или газовозах. На этих типах судов даже курить на открытых палубах нельзя.
Во время вещания сигнала MayDay создается тишина в эфире, для беспрепятственного прохода информации о бедствии. Сигнал подается только по команде капитана.
Следующим сигналом будет PAN-PAN. Сигнал подается в эфир в том случае, когда необходима помощь судну, но непосредственной опасности для жизни человека нет. PAN-PAN используется в момент, когда на судне случилась аварийная ситуация.
Примеры использования: потеря управляемости.
В случае, когда судну срочно требуется медицинская помощь, то PAN-PAN трансформируется в PAN-PAN Medico. При трансляции сигнала в радио эфире так же должна быть обеспечена тишина. Нарушить тишину может только сигнал бедствия MayDay.
Сигнал Securite является сигналом предупреждением аварийных и чрезвычайных ситуаций. Его еще можно назвать сигналом безопасности. Его часто используют береговые службы для передачи каких либо предупреждений.
Например, для передачи прогноза погоды.
Подача сигналов бедствия.
Подобные сигналы в эфир подаются следующим образом.
- Сигнал подается три раза, чтобы все в эфире могли точно понять сигнал бедствия и замолчать.
- Следом идет станция, которую вызывают. При сигналах бедствия обычно используют передачу на все суда.
- Вызывающая станция, то есть мы.
- Сообщение о чрезвычайно, аварийной ситуации или предупреждение.
- Окончание трансляции
Есть еще один способ подачи сигнала бедствия. При помощи цифрового избирательного вызова (ЦИВ).
На стойке ГМССБ есть красная кнопка "DISTRESS". Если у вас не времени на формирование ЦИВ, то аппаратура сделает это автоматически и отправит в эфир.
А если все таки у вас есть немного времени, то его можно составить в ручную и указать все необходимые данные по ситуации. Ведь автоматический ЦИВ отправит сигнал бедствия без подробностей, координаты и сам сигнал. Поэтому и его нажимают только в случае отсутствия времени.
Вот вам пример сигнала Securite
В нем говорится, что у берегов Владивостока в Южном фарватере убраны буи. Так же говорится когда это сообщение будет отменено.
Других сигналов мы к счастью не принимали и надеюсь никогда не придется принимать
Надеюсь вам понравилось. Задавайте свои вопросы, обязательно отвечу. А пока можете посмотреть и другие мои статьи.
#море #мореплавание #судоходство #судно #сигнал #ГМССБ