Найти тему
Порцелиновый фан

Полосатые сервизы Вербилок. Ностальгия по СССР.

Здравствуйте, с вами снова я, фарфороголик ПОРЦЕЛИНОВЫЙ ФАН!

И я снова затрону тему Вербилок шестидесятых. Тема не то чтобы неисчерпаемая - просто очень обширная, поскольку именно в шестидесятых у Вербилок были большие удачи. Много удач связано с легендарной формой "Стандарт". Сервизы там запомнились многими интересными росписями по крытью различного колера. Но сегодня речь пойдёт о самых простых росписях, непритязательных, запомнившихся практически всем, кто ценит шестидесятые, и получается, в памяти человеческой неразрывно связанными с этими годами - т.н. "полосатой" посудой, или просто "полосатиками".

Все шестидесятые и семидесятые магазины, продающие посуду, кишели "полосатиками"! Покупатели всё понимали: да, рисунок, мягко говоря, простоват, да, далеко не элитный фарфор, зато для посуды на каждый день вполне сойдёт. Потом, хоть какой, да рисунок (всё лучше, чем без него!). А самое приятное - дёшево! И до сих пор такая посуда во многих семьях служит верой и правдой. Неприхотливая, удобная, а разобьётся - не жалко!

Вот самый характерный пример такой посуды в виде сервиза (чтобы сразу показать все предметы, потому что покупать могли и только чашки, или только тарелки, горшочек под мёд или сметану и т.п.). Сервиз "Радиоволны" на форме "Стандарт", Вербилки.

Переход к новым формам в архитектуре, приведший не просто к смене моды, а установивший новые стандарты, внедрив европейский Новый Стиль (ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ, МИНИМАЛИЗМ - не течение, а мощный поток, предопределивший развитие искусства в СССР на годы вперёд), произошёл вскоре после смерти тов. Сталина, и произошёл не в виде прямо-таки переворота (революции), а в виде достаточно плавных, но быстрых изменений, поставивших в очередной раз философский вопрос о месте искусства вообще в современной жизни. И на него был дан тогда жёсткий откровенный ответ. Фактически, всё изобразительное искусство в стране было поставлено в положение золушки, прислуживающей Её Величеству Промышленности (лёгкой, тяжёлой, да какой угодно!).

Вначале было Слово... Из уст Первого секретаря ЦК КПСС Хрущёва Никиты Сергеевича. В 1954 году это было, на Всесоюзном совещании строителей... Вот это Слово: "В нашем строительстве нередко наблюдается расточительство средств, и в этом большая вина многих архитекторов, которые допускают излишества в отделке зданий, строящихся по индивидуальным проектам. Такие архитекторы стали «камнем преткновения» на пути индустриализации строительства."

Определённая логика в таком взгляде имела место и право на жизнь. Строительство прежде всего жилья (да и инфраструктуры) решили ускорить за счёт прежде всего художественного оформления. Приведу пример, относящийся не к строительству жилья, а к строительству метро (но параллели понятны). В апреле 1953-го года сразу же после смерти Сталина открыли станцию "Арбатская", выполненную в барочном стиле. Выглядит оформление пышным и красивым. Но если внимательно присмотреться, любой заметит несуразности: на арках и по своду имеются рамки пышного барочного декора, но внутри рамок ничего нет, тогда как на других станциях, выполненных в подобном же стиле в одно и то же время ("Комсомольская" кольцевая (1952г.), "Киевская" кольцевая (1954г.), "Киевская" радиальная (1953г.) внутри рамок находятся мозаичные панно. Конечно, мозаика и там должна была быть, но художники были заняты отделкой станции "Киевская". Сдавать обе станции должны были одновременно (потому что идут они одна за другой на одной линии), но отделка второй станции затянула бы сдачу на несколько месяцев. Ответ на вопрос, какой из вариантов выбрали власти, мы знаем.

Затем власти прошлись по жилищному строительству (в основном, в Москве) и увидели и там возможность за счёт оформления как ускорения, так и уменьшения сметы строительства. Так появилось совместное Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Эстетика (прежде всего СТАЛИНСКОГО АМПИРА) была принесена в жертву функциональности. А дальше череда постановлений нижнего уровня прошлась катком по всему, что так или иначе было связано с искусством. От предприятий требовали снижения себестоимости и увеличения количества выпускаемой продукции. И прежде всего - за счёт эстетической составляющей. Для фарфоровых заводов, где роспись составляла львиную долю трудозатрат, это были поистине драматические требования! Всё бы ничего, если бы заводы работали бы просто "на склад"! Но самоокупаемость (хотя бы!) никто не отменял. А потребители не желали покупать пустое "бельё" (т.е. посуду безо всякой росписи). Чтобы функциональность было хоть как-то сочетаема (хотя бы отчасти) с человеком, нужны были новые формы и новые рисунки. Новая эстетика. И она не заставила себя ждать, ворвавшись в советскую жизнь вместе с первым спутником, первыми транзисторами, радиоэлектроникой, разговорами о кибернетике и с приходом в литературу т.н. "научной" фантастики. Новая эстетика предполагала отображение в искусстве прорывов в науке и технике, буквально явственных в те года. Художники по сути превратились в дизайнеров-концептуалистов. Потому что ну как по-иному сказать о человеке, придумавшим роспись "Радиоволны"? Просто ставится предмет на вертящийся стол, и кисточкой определённой ширины за секунду на глазурированную (или на неглазурированную) поверхность наносится слой краски в виде окружности. Потом - ещё окружность. Потом - ещё. Обучить такому "рисунку" несложно, курсы рисования посещать необязательно. Проблем с заменой человека при болезни не будет - с такой росписью справится любой, даже умственно неполноценный "живописец". А чтобы роспись не выглядела слишком унылой, всё те же окружности, но выполненные позолотой придадут полосатому рисунку даже некоторую торжественность! Самая тяжёлая задача художника - для таких рисунков придумать подходящее название. И кто-то гениальный название придумал! Радиоволны! Они же распространяются по кругу, и рисунки в школьных учебниках выглядят именно так: точка, а от неё исходят тонкие окружности - одна за другой, одна за другой. И название пришлось как нельзя кстати. Нет, потребителей название не обмануло, просто чего-то другого, более яркого и интересного, тогда не предлагалось: всё-таки, какой-никакой, а рисунок; а "полосатики" к тому же и стоили недорого!

В Вербилках под роспись "Радиоволны" использовали не только форму стандарт, но и другие формы. Преимущественно "дешёвые", рассчитанные на непритязательного покупателя. Вот несколько примеров.

Нельзя сказать, что в Вербилках не понимали, что усталось публики от однообразного "меню" неминуема, и может наступить очень быстро. Поэтому роспись "разноображивали" внесением небольших изменений. Например в цветовую гамму. Вот примеры.

Несколько слов о другом очень известном "полосатике" от подмосковного завода в Вербилках - сервизе "Дороги". Сочетание широких золотых полос с широкими же чёрными выглядит при некоторой доле фантазии даже торжественно. Тем более, в те же годы (конец пятидесятых) началось строительство обустройство бывшей (в ВОВ) рокадной дороги вокруг столицы для включения её в инфраструктуру города с обозначением ею же границ Москвы. Первый участок открыли в шестидесятом, завершили строительство МКАД в шестьдесят втором, т.е. на протяжении нескольких лет только и разговоров было о новой кольцевой дороге, о кольцевой дорожной структуре Москвы (Бульварное кольцо - Садовое кольцо - ж.\д. кольцо - МКАД), что в совокупности с космосом, технологическими прорывами в радиотехнике обусловило подогрев интереса публики к кольцевым изображениям. Вот что получилось у Вербилок ("Дороги" в классическом исполнении, - и не только!) - маэстро, туш!

Последнюю попытку обыграть тему колец в Вербилках предприняли к московской Олимпиаде-80. Создали отдельную сувенирную форму (два сервиза - чайный и кофейный) и роспись. Понятно, тема олимпийских колец - она такая необъятная. К тому же кольца на олимпийской эмблеме разноцветные. А вот представления о нанесении колец (полос) на предметы сервиза у дизайнеров Вербилок остались прежние - оранжево золотые. Оценим попытку сделать гешефт на Олимпийском символике...

Вербилки был большим заводом, с большими тиражами посуды, поэтому неудивительно, что полосатые сервизы шестидесятых ассоциируются именно с ним. Но были в СССР фарфоровые производства, которым тема полос-колец также показалась интересной. Вот несколько примеров такого рода...

Ну на концовку. Ковыряясь в тырнете - в стараниях найти фото поинтереснее, я отыскал и вот такую концептуальную форму (и роспись), не пошедшую в серию. Окружности (точнее, полуокружности) от создателя сервиза "Каннелюрный".

На этом, пожалуй, всё. На самом деле тема неисчерпаемая. Если кто-то помнит такие сервизы, случаи, с ними связанные, у кого-то есть иные "полосатики" времён СССР, не обязательно Вербилки, -делитесь, пишите, шлите фото...

Кому понравилась статья - палец вверх, кому интересна тема фарфора - подписывайтесь - будет много, надеюсь, интересных статей и заметок. До новых встреч.

С вами был ПОРЦЕЛИНОВЫЙ ФАН.

29 октября 2021г.