Найти в Дзене
Взгляд милитариста

Страсть к книгам изменит этот мир: аниме «Власть книжного червя»

Оглавление

Доброго времени суток. В очередной раз убеждаюсь, что студенты – это очень странная форма жизни. Вроде и есть, но когда тебе нужна – нет, а если уж ей что-то нужно от тебя – найдет где и когда угодно… И ближайшие полторы недели пройдут не совсем так, как это предполагалось изначально. Впрочем, это наименьшая из зол. Работа не волк, как говорится. Правда, мои шведу опять остались без выгула. А вот очередной вылет полностью удовлетворяющего меня по удобству ориентирования и функционалу вообще yummyanime сильно раздражает. Пока послушаю Полезного Беса и параллельно буду искать, надеюсь – временную, замену. Да еще и аниме, которое я включил, что бы забить время между обозреваемыми тайтлами, повлияло на меня не лучшим образом. Так что обзор на нашего сегодняшнего гостя – «Власть книжного червя» - создавался в относительно нервной обстановке, с довольно унылым настроением. Как это повлияло на качество материала – оценивать уже вам, уважаемые читатели. И прежде чем продолжить, по традиции напомню, что я не особо стремлюсь привнести интриги в свой рассказ, а делюсь мнением, эмоциями и размышлениями после просмотра. Поэтому в статье присутствуют спойлеры. Много спойлеров. И если с этим мы определились, то начинаем.

Сборник 2. Попаданцы - прогрессоры и магия против технологии в аниме. № 3 «Власть книжного червя».

Аниме «Власть книжного червя» или «Honzuki no Gekokujou» (есть и более длинное название) начало выходить в 2019 году. Основано на одноименном ранобэ 2013 – 2017 годов в двадцати семи томах. На данный момент сериал имеет два сезона, четырнадцать и двенадцать серий соответственно, и две серии OVA, дополняющие события между ними. Уже вышедшие сезоны затрагивают первые пять (три и два соответственно) томов первоисточника. Начинается же аниме с официальным рейтингом PG-13 довольно странно. Представитель местной церкви приглашает одетую в похожие одеяния девочку прилечь на диван, одевает ей на голову диадему с драгоценным камнем. Размышляя о ее уже состоявшихся в данном мире свершениях, протягивает бокал с чем-то винообразным. К счастью (на самом ли деле?) это оказывается всего лишь какое-то расслабляющее или снотворное зелье, и Майн, так зовут девочку, начинает засыпать. Священник, не теряя времени даром, одевает себе на голову аналогичное украшение, и, когда приближает свое лицо к лицу Майн, между ними пробегает искра. В смысле, между драгоценными камнями в их диадемах. Что позволяет ему погрузиться в ее сознание и воспоминания. Собственно, событиям, предшествующим данной сцене, и будут посвящены уже вышедшие два первых сезона аниме.

Начинает свой рассказ Майн, или, вернее, Урано Мотосу с того, что рассказывает о себе. В родной Японии она очень любила читать, поэтому и место работы выбрала под стать - в библиотеке. Интересно, если бы она родилась в мире «Библиотечных войн», где работникам не только с бумагами возиться приходится, но и с оружием в руках защищать литературу от цензурирующего печать государственного органа, это бы сильно повлияло на ее решение? Впрочем, и в родном мире не повезло - во время землетрясения ее насмерть засыпало книгами... Или полкой зашибло... Не суть. Последним ее желанием было не терять связь с книгами в следующей жизни. И, то ли решив немного пошутить, то ли немного прифигев от того, что человек в такой момент думает не о любящих родителях или оставшейся теперь без присмотра кошке высшие силы отправили японку в тело пятилетней Майн. Дочери городского стражника и швеи. В средневековье. Где, как нам известно, с книгами у простого люда очень не очень. От чего у героини начинается паническая атака. Впрочем, немного успокоившись, а заодно пообвыкшись в местном мире и познакомившись с первой порцией персонажей – отцом Гюнтером, матерью Евой, сестрой Тури, тремя парнями из знакомого семейства, сослуживцем отца Отто, уже принявшая на себя имя Майн Урано решает не вешать нос и самой создать себе томик-другой. Собственно, первые девять серий будут посвящены тому, как Майн будет стараться повторить успехи древних цивилизаций. Сперва – египетской, потом шумерской и китайской. Раз за разом терпя неудачу. Об этом поговорим при рассмотрении персонажа, однако к середине сезона, заручившись поддержкой родственника Отто – члена торговой гильдии Бенно, Майн на пару с вызвавшимся помогать ей соседским мальчиком Лютцем удается-таки создать образцы растительной бумаги. Заодно наладив с Бенно взаимовыгодное сотрудничество, ведь его интересует все, что может принести прибыль. И Майн, переполненная идеями, для него – золотая жила. Впрочем, как и приглядывающий за ней Лютц, решивший пойти по пути торговца. Постепенно юные заводчики упрочивают свои позиции среди торговцев, расширяют круг знакомств, включая внучку гильдмастера Фриду, и сферу деятельности. И, казалось бы, все хорошо, а надежный партнер, если понадобится, поможет и вобьет в юные голову немного ума, но нет. Раскрывается причина недомогания Майн, от которого она страдала с момента рождения. И, поскольку гордая японка решать проблему так, как это делают местные - идти в наложницы к знати в обмен на лечение – не желает, предпочитая остаться с семьей, дают ей год. Впрочем, к концу сезона данная проблема, пусть и со скрипом, решается, и Майн становится послушницей в соборе местной церкви, меняя «лечение» (не вдаваясь в подробности, церковники в этом заинтересованы едва ли не сильнее самой Майн) и крупные пожертвования церкви на синюю рясу дворянина и ряд других привилегий. OVA, как уже сказал, дополняет первый сезон, показывая, чему Майн научилась в сфере торговых отношений, а заодно проявленный к ней одним из служителей церкви повышенный интерес.

Второй сезон начинается там, где закончился первый, за что авторам отдельное спасибо. Став послушницей местного культа, Майн получает в нагрузку несколько последователей в серых рясах – признак незнатного происхождения, по факту – дожившие до семи лет сироты, живущие в приюте при храме. Со скрипом, но находит с ними общий язык, постепенно узнает больше о местных порядках. Под руководством наставника, святого отца Фердинанда, постепенно начинает соответствовать носимой рясе и берет шефство над церковным приютом. Впрочем, ни про свое желание читать, ни про собственное книжное производство Майн не забывает, и к середине сезона, не без помощи семьи, Лютца и новых помощников выпускает свою первую книжку. И хоть второй сезон в основном происходит в величественном здании собора, продолжая раскрывать религиозную и магическую составляющую местного мира, Майн продолжает посещать простые улочки нижнего города, и остальных персонажей авторы так же не забывают. В том числе стараниями Майн (за этот момент в первом сезоне авторам отдельное спасибо) у Отто с женой ожидается прибавление, да и в семье Майн аналогичная ситуация. А вот у Лютца с родителями не все клеится – они стремления сына связаться с торговлей не одобряют. Впрочем, проблемы у его ученика – меньшее, о чем стоит беспокоиться Бенно, и беспечность Майн еще добавит ему седины. В общем, не смотря на смещенные акценты, второй сезон получился таким же интересным, ярким и динамичным, как и первый. И раз с общим сюжетом мы закончили, а частности обсудим в разделе прогрессорства и персонажей, то к ним и переходим.

Неплохой карьерный рост.
Неплохой карьерный рост.

Главная героиня – японка Урано Мотосу, в этом мире занявшая тело «сгоревшей» от болезни «пожирания» пятилетней девочки Майн. И двумя словами охарактеризовать ее довольно сложно. Начну с того, что видя на экране маленькую девочку, героиню я и воспринимал как маленькую девочку, чему способствовало ее поведение и окружение. Иногда надуется, иногда обидится, частенько улыбнется или как-то еще проявит радость, хоть и неплохо было бы сдержаться, иногда у папы или мамы на плече или спине прокатится. Да и окружающие при первом знакомстве к ней поначалу относятся соответственно. И если рассматривать ее под этим углом, поведение главной героини не сильно выбивается из местных рамок.

С мамой на улице.
С мамой на улице.

Если же вспомнить, что в ее теле сидит взрослая двадцати двух летняя девушка, причем, хорошо начитанная, то к ней начинает возникать масса вопросов. Ты вообще как читаешь? Как лакей Чичикова в «Мертвых душах»?

имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, – он всё читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит

Низкий поклон моему преподавателю по литературе за то, что я еще что-то помню из классики. Неуклюжесть первых дней, хорошо – недель, пребывания в новом мире можно понять. Незнакомая обстановка, нравы, люди, которые воспринимают тебя как родную и, что бы не привлечь лишнего внимания, необходимо отвечать взаимностью, и так далее. Но дальше? Героиня на «отлично» знает историю книгопечатания, но почему в ее голове отсутствуют хотя бы минимальные знания об эпохе, куда она попала? Причем хотя бы на уровне школьного образования? Книги очень дорогие и их может позволить себе только знать? Сволочи. Библиотеки только у знати? Ну кто бы мог подумать. Хочешь получить что-то ценное и редкое? Будь готов идти на сделки все с той же знатью. Да что за дикость у вас творится?! А уж освежеванные куриные тушки и заготовка свинины на зиму стали для нее откровением. Ладно, допустим, она была фанатично предана только книгам и ничего другого в памяти не хранила. Хотя, вспоминая себя в более юном, чем героиня возрасте, и мое увлечение бронетехникой, это не отменяло того факта, что засилие знати в средние века для меня не было каким-нибудь откровением. И ладно знания из нашего мира, но она и в этом мире не учится. Знаниями своей предшественницы Урано пользовалась только вначале, что бы определить, кто ее окружает и есть ли в этом мире книги. А потом не перестает удивляться привычным для ее нового места обитания вещам, которые известны и взрослым, и детям. То есть узнавать что-то новое о мире, стараться встроиться в новое общество, не выделяться своими суждениями героиня попыток не делает. Происходящее во втором сезоне это только подтверждает. Вроде как у юной послушницы есть наставник, но его уроки не носят систематического характера. Да, он направляет ее, временами, но, например, о большинстве таких важных для служителя культа вещах, как праздники или обряды, Майн узнает мимиходом или в самый последний момент. Весьма странно. Да и в экономической сфере она проявляет странную незрелость, не свойственную взрослому человеку. Впрочем, проводя параллели с собой в ее возрасте, часть придирок могу снять. Но обжегшись один раз, героиня продолжает делать ошибки, не смотря на все старания Бенно привить ей осторожность и алчность. Впрочем, и сказать, что его уроки прошли совсем мимо ее ушей, тоже нельзя. Особенно, если сделка может еще на шаг-другой приблизить Урано к ее мечте.

Да и с моральной и эмоциональной точки зрения героиня ведет себя весьма странно, что при минимальном анализе рисует ее не в лучшем свете. Да, увидев бедственное положение детей в церковном приюте, она взяла над ними шефство, дав неплохой шанс дожить до совершеннолетия. Получив заодно дополнительные рабочие руки. Однако об оставшейся в том мире матери по ходу повествования Урано вспоминает только в начале своего переноса (и то могу ошибаться), и в конце второго сезона (минимум через два года после переноса), когда святой отец Фердинанд влез в ее сознание. Там да, мы видим ее настоящие эмоции. Ссору с матерью, или скорее проявляемое безразличие, в прошлой жизни Урано вежливостью и взаимопониманием с родными не отличалась, ее переживания на этот счет. И да, она упоминает, что это беспокоило ее все это время. Но за все двадцать семь эпизодов до этого – ни единого намека. Ни слезинки не проронила. При этом размышляла о том, что в отличие от прошлой жизни, в этом обрела семью. Просто прелестно. Образец для подражания, блин. Впрочем, что бы уж совсем не рисовать главную героиню какой-то бесчувственной особой вспомню ее довольно эмоциональное объяснение с Лютцем, где видна ее боль от занятия чужого тела. Хотя и в том монологе без книг не обошлось. Да и в новом мире с проявлением симпатии и сопереживанием у Урано все гораздо лучше. Подводя итог, хочу сказать, что героиня скорее напоминает весьма странную смесь из прежней владелицы тела – местной Майн, от которой ей достался более незрелый взгляд на жизнь. И воспоминаний и устремлений Урано Мотосу, задающих ей направление движения. Поскольку говорить о полноценном переносе личности японки будет все же слишком опрометчиво. Да и к ее возрасту есть ряд вопросов. Поэтому в дальнейшем, надеюсь, вы простите мне эту вольность, я буду называть героиню исключительно Майн. Заодно не создавая дополнительной путаницы.

Лютц – одногодок Майн, ее хороший знакомый и верный помощник. И нет, забегая далеко вперед, «жили долго и счастливо» с Майн у него не будет. В самом начале проникается к ней симпатией (наглядно демонстрируя, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок) и обещает помогать во всех ее начинаниях. Впрочем, простым исполнителем не будет, и через знакомство с Майн сможет начать собственный путь по пути торговца. Да и денег подзаработает, что для бедного парня из семьи ремесленника весьма неплохо. Довольно сообразительный и исполнительный, всеми силами старается осуществить свою мечту, не смотря на жизненные невзгоды. К тому же единственный из окружающих Майн догадался, что с ней что-то не так и вывел ее на откровенный разговор, вынудив ее рассказать о ее прошлой жизни. Впрочем, новую «Майн» так же принял, не став ни кому об этом рассказывать. Ведь знал Лютц, в основном, не прежнюю Майн, а Урано Матосу в теле местной девочки, с которой уже немало прошел и пережил.

А вот родители Майн на изменения дочери реагируют как-то странно. Нет, нам говорят, что они просто очень рады, что их болезненная девочка стала более активной и нашла себе увлечение. На первое время сойдет, но полностью игнорировать такие серьезные изменения? Ладно, новые рецепты, в конце концов, голова на месте, но новые методы шитья? А ее внезапно проснувшееся увлечение книгами? Ведь это произошло еще до того, как она побывала у городских ворот и познакомилась с Отто, который согласился учить ее письму. Не слишком ли подозрительно? В общем, этот вопрос авторы обошли как-то спустя рукава. В остальном же чем-то особенным они не выделяются. Отец, Гюнтер, стражник у городских ворот, беззаветно любит обеих дочерей, нервно реагируя на восхищение ими кем-либо еще. Впрочем, быстро меняет гнев на милость, когда сам может оказаться им полезным. Как по мне, несколько неправдоподобно или, скорее, карикатурно получилось. Впрочем, за семью пасть порвет любому, как и положено. В остальном же получился простой честный работяга (если это применимо к стражнику), хороший друг и глава семьи, который не сильно заморачивается высокими материями и находит удовольствие в простых радостях жизни.

Его жена Ева так же чем-то выделяющимся не запомнилась. Хорошая швея и домохозяйка, заботливая жена и мать. Когда надо – пожалеет, когда требуется – по голове настучит за созданные лишние проблемы. Хотя, конечно, применительно к эпохе, к дочке оба явно относятся мягко и проявляют излишнюю лояльность. Что-то мне подсказывает, что сложись такая ситуация у соседей этажом выше или ниже, из Майн быстро бы выбили всю дурь по поводу книг и приставили к семейному ремеслу. Но тогда бы и двадцати семи томов ранобэ не было. Впрочем, проблему отцов и детей нам покажут весьма неплохо, и можно будет найти какие-нибудь примеры из собственного детства. Когда слова чада взрослые пропускают мимо ушей. Когда сами создают конфликт, а ты по итогу еще и виноватым оказываешься… Пример Лютца в помощь.

Остальные же персонажи, сестра Тури, сослуживец отца Отто, его жена Камилла, ее брат - торговец Бенно, внучка гильдмастера Фрида, последователи Майн, ее наставник святой отец Фердинанд постоянно появляются на экране, в отличие от «Слизи» активно влияют на сюжет, и даже собственными предысториями авторы их не обделили. Что делает их весьма живыми. Правда, с учетом рейтинга, практически все встреченные Майн люди вполне дружелюбны и каких-то конфликтных ситуаций с ними не возникает. Впрочем, необходимости соблюдать этикет и выглядеть сообразно ситуации это ни с Майн, ни с Лютца, ни с кого-то еще не снимает. Идете на встречу с Отто и Бенно? Извольте одеть все самое лучшее и выучить манеры. Поступаете на работу в торговую компанию - тем более. В торговых делах, кстати, и Бенно, и Фрида, не смотря на неопытность Майн, ведут с ней дела довольно честно, не делая попыток какого-нибудь силового решения вопросов. Да и приставленная к ней шпионка церкви быстро переходит на сторону Майн. Видимо, подлые приемы вроде «похитить – посадить в подвал – выпытывать секреты» здесь доступны только знати. И именно с ними будут связаны две конфликтные ситуации, по одной на финал каждого сезона. И если первая стала для меня приятной неожиданностью в плане сюжетного поворота и достаточно напряженной при первом просмотре, то вторая, из-за того, что лицо ее исполнителя с первых же кадров говорило о его интеллекте, уже такого эмоционального отклика не вызвала. Только омерзение и еще одну небольшую тоску о 1917 годе и Лаврентии Павловиче. Впрочем, обе, не без помощи окружающих Майн адекватных людей, в том числе Фердинанда, закончились на положительной ноте. Впрочем, как понимаю, в будущем иметь дело с местной знатью Майн придется все чаще. В остальное же время второго сезона остальные синие рясы максимум, что делают, это выражают свое неудовольствие присутствию среди них простолюдинки ворчанием, оскорблениями и косыми взглядами. А, еще один раз раскидали книги в храмовой библиотеке… Стоп, что? Книги? Те самые, которые в этом мире очень редкие? По полу? Во-первых, их что, никто, кроме Майн вообще не читает, раз к ним такое отношение? А во-вторых, что за ребячество? Или Майн тут не единственная провалившаяся?

С дворянами связана и еще одна особенность данного мира – магия. Да, у нас тут фэнтези, но, к счастью, магия органично вплетена в этот мир и первый раз появляется в середине первого сезона, когда Майн и Лютц заключают договор с Бенно. И до конца второго сезона в целом существует где-то на периферии, напоминая о себе все теми же договорами, дверьми в особо охраняемые помещения, защищенными от прослушки артефактами и комнатами и птичками-MMSками. Под финал нам покажут уже и летающих магических животных, и заряженное магией оружие, и использование магии самой главной героиней для восстановления пострадавшего участка леса. Причем, забегая вперед, Майн, в силу своей болезни, имеющей как раз магическое происхождение, на самом деле довольно сильный маг или, по крайней мере, источник маны. Но своими силами в повседневной жизни практически не пользуется, за исключением церковных обрядов. Что, на мой взгляд, пошло сериалу только на пользу.

В остальном же мир «Книжного червя» весьма порадовал проработкой и вниманием к деталям. За исключением «Скитальцев», но там особый случай, самое адекватное средневековье из всех, куда попадали японские школьники. Как в набранной подборке, так и вообще. Никаких авквапарков, никаких спа-салонов, никаких монструозных сооружений. Все в рамках эпохи с вполне возможными допущениями. Сословное расслоение, отсутствие поголовной грамотности и других привычных нам вещей, вроде медицинского обслуживания или каждодневного приема ванны. С одеждой, с учетом города, все в норме. Опрятная, но зачастую штопанная, с разноцветными заплатками, на ногах - деревянная обувь. Да и пачкаются герои регулярно. А вот про отсутствие канализации и сопутствующие этому отходы в окна и запах на улице, скажут только в начале - еще один культурный шок для Майн (историю учить надо!). И при посещении бедного квартала шпионами Фердинанда. Впрочем, это дает объяснение, почему про запах остальные не говорят – просто привыкли. Еще, как и положено, позиции церкви и ее влияние довольно сильны. На ней завязана процедура крещения и получения гражданства, священники могут решать вопросы усыновления и так далее. Да и взрослеют тут гораздо раньше. Уже в семь лет, после крещения, дети идут в ученики, что бы получить профессию. А в свободное от работы время помогают дома.

О доме, как большой любитель подобных моментов, не могу не поговорить подробнее. Строения в нижнем городе однотипные и выполненные по единому принципу. Один-два каменных этажа, плюс еще четыре-пять деревянных. В целом вполне могли быть построены с имеющимся уровнем технологий. Правда, судя по размеру, если брать узкую одноподъездную высотку, один этаж – одна квартира. Прихожая с гостиной, в которой семья готовит и принимает пищу. Там же – каменный очаг… На пятом этаже, например. Вопрос, как его держат перекрытия, возникает, но в целом этому можно найти объяснение. Выложенный кирпичом участок стены рядом с очагом воспринимался положительно – противопожарную безопасность надо соблюдать, а листового асбеста, видимо, в этот мир еще не завезли. Помимо гостиной имеется спальня, причем все семейство спит на одной большой кровати. Логично – с планировкой квартиры и режимом экономии дров всю площадь толком не протопишь, а так теплее получается. Остальную же площадь, суммарно приближающуюся к двум уже описанным комнатам, занимает кладовка с припасами и дровами… И если с первым никаких вопросов – показано даже, как в преддверии зимы горожане ходят к деревенским для заготовки свинины, то с дровами уже серьезный вопрос. Вспоминая свои осенние посиделки на даче, сильно сомневаюсь, что это помещение способно вместить вменяемый запас на весь сезон холодов. Нет, можно и зимой за хворостом сходить, но это уже скорее сильно запасной вариант.

И от сложившегося уклада переходим к тому, как появление в местном мире японки повлияло на него. Прогрессорство тут, как ясно из названия, в основном крутится вокруг печатного дела. Причем если первоначальная идея Майн создать папирус еще кажется вполне адекватной – записать на нем можно много, и при этом книга будет довольно компактной, то деревянные дощечки, а тем более глиняные таблички шумеров выглядят уже подозрительно. Сразу видно, что это довольно громоздкий и неудобный способ записи. Согласен, с познавательной точки зрения, особенно для детей – наглядное пособие по истории, но героиня у нас вроде бы как взрослая и должна это понимать с самого начала. Да и упорством она не отличается. Глиняные таблички надо обжечь. При первой попытке они взорвались. Все, опускаю руки и занимаюсь следующим вариантом. А попробовать разные варианты? К ремесленнику сходить проконсультироваться? У Лютца поспрашивать? Нет, не догадалась? Вот именно из-за таких всполохов: загорелась идеей, попробовала, и при первой же неудаче забросила выбранную ветку развития и перешла к следующей мне сложно представить в теле Майн взрослого человека. Он, или вернее она, либо сразу бы перешла от папируса к бумаге, либо для обжига тех же табличек старалась найти нужные режимы. С деревянными дощечками еще лучше – положу их сохнуть к остальным дровам, и никому об этом не скажу. Тогда чему удивляться, что мама их приняла за еще одну порцию дров? И потом твои переживания и объяснения, что это были не дрова, пропускает мимо ушей. Так знакомо. Но ладно, ей твои заскоки не особо-то и интересны, когда надо печь топить. Но может, хотя бы сказать надо было, что не трогайте, пожалуйста? Или не класть к остальным дровам, а в стороне?! И, опять же, дощечки сгорели – все, финиш. Жизнь прожита зря. А новые сделать, тем более опыт есть?! И это двадцати двух летняя девушка?! Причем при изготовлении бумаги, процесс которой показали достаточно подробно, такой апатии Майн не проявляет. При поддержке Бенно, а иногда и без него, старается изготовить приспособления, а когда не получается – заказывает на стороне. Пробует различные материалы. И так далее. Почему бы такой подход не проявить сразу? Причем дальше темпы не сбавляются и возникающие в дальнейшем проблемы с чернилами, массовой печатью и иллюстрациями Майн решает вполне успешно, не смотря на первоначальные трудности. Впрочем, как любитель подробностей, я немного разочарован. Да, конечно, определенным тонкостям уделили внимание, но до уровня «Стоуна» далеко.

Остальные же нововведения касаются быта – заколка, самодельный шампунь, украшения, новые блюда. Тут Майн применяет свой богатый опыт в различных ремеслах, полученный в прошлой жизни. Причем эксклюзивность продукции позволяет серьезно укрепить финансовое благополучие ее новой семьи. После знакомства с Бенно ассортимент расширяется, но и он объективно ограничен трудностью в доступе к некоторым ресурсам вроде сахара и духовки или слишком сильной ценностью предложенного, что может серьезно изменить рынок и, как следствие, положение других игроков. Которые терять доход не намерены. Собственно, как это и произошло с растительной бумагой, сбыт которой чуть не сорвался из-за гильдии производителей пергамента. К счастью, не без помощи все того же Бенно конфликт удалось благополучно разрешить. С такой стороны, сериал станет легким отрезвлением для попаданцев, желающих переместиться в какой-нибудь 16 или 17 век обязательно в тело дворянина или прийти к товарищу Сталину и на пальцах объяснить, как создать автомат Калашникова. Любое нововведение требует соответствующих знаний прогрессора, соответствия его возможностей и устремлений его социальному положению, а так же активной поддержки местного населения, наличия ресурсов и свободных финансов.

И, по традиции, разобрав сюжетные аспекты, переходим к техническим. Рисовка, в первом приближении, мало чем отличается от привычной нам яркой современной, но, как мне кажется, имеет свою изюминку, выделить которую мне мешает отсутствие профильного образования. В конце каждой серии присутствуют вставки в другом стиле, с чиби-версией (но не уверен, что правильно применил данный термин) пары персонажей, подводящими итог произошедших событий или немного забегающих вперед. Они же иногда появляются и посреди сериала, например, озвучивая следующие шаги Майн на пути к бумаге или описывая ее переживания и сомнения. Opening, под стать сериалу, выполнен с применением нескольких стилей рисовки, органично переплетенных между собой, с довольно приятной мелодией. А вот ending, по крайней мере, первого сезона, можете ставить детям в качестве колыбельной. Должен сработать.

И таким образом мы плавно переходим к возрастному рейтингу. Официальный, как уже сказал, PG-13, однако демонстрирующая аниме yummyanime, например, подняла до 16+. Поскольку на сайте Анилибрии (при просмотре их версии в конце каждой серии вас еще будут радовать качественными артами), с чьей озвучкой и смотрел, соответствующая плашка на видео отсутствует. И тут у меня двоякое впечатление. Первый сезон – да, смело можно показывать детям. Есть, конечно, разговоры о том, что Майн тяжело больна, и может умереть, что Фриде, что бы не повторить ее участь, придется стать наложницей кого-то из знати, но, думаю, это откровением не станет. В учебниках по истории или литературе об этом и так рассказывается. А единственную взрослую шутку поймут только родители. Со вторым сезоном похуже – проскакивает тема изнасилования, но опять же, только в разговорах, а финальная арка уже получилась более мрачной, с пожеланиями выколоть главной героине глаз, полученным от дворянина ранением и попаданием в ветви местного хищного растения. В общем, возможно, я перестраховываюсь, но тут перед показом лучше посмотреть самим. Хотя, современные дети и не такое уже знают. Из дополнительных материалов отмечу две Wiki – на русском и английском, позволяющие серьезно углубить знания о последующих событиях и судьбе персонажей. Так же можете ознакомиться с альтернативным взглядом на аниме на канале аниме Лариша. А вот какими-нибудь AMV мне вас порадовать сегодня опять не получится. Почему-то треки Sabatonа на кадры со средневековой городской повседневностью ложатся не очень (может, попробовать?), а всякую романтику специально сам никогда не ищу. Впрочем, что бы совсем не оставлять вас без музыкальной паузы могу предложить свежую компиляцию видеоряда «Ангельских Ритмов» и песни «Се Ля Ви» в исполнении Валерия Меладзе.

Подводя итог, «Власть книжного червя» это пример того, как аниме превысило мои ожидания. Насмотревшись к моему первому знакомству с приключениями Майн на всевозможных попаданцев вроде Ремуру, Момонги, Казумы и других неплохо заряженных японцев, я был приятно удивлен адекватной подачей мира, населяющих его людей и глубокой проработкой мелочей . Да и сама героиня, которая, попав далеко не в тепличные условия, не стала вешать нос, а активно меняет мир вокруг себя, встречая трудности и по мере сил преодолевая их, заслуживает одобрения и пожелания дальнейших успехов. Причем в этом изменении она не всесильна и вынуждена оглядываться на окружающий ее мир, что так же положительно играет на восприятии происходящего. Вышло легкое и позитивное произведение. Да, мне, возможно, не хватило больших подробностей в технической части, но это уже мои заскоки. А на подходе уже третий сезон, который я, хоть и есть определенные опасения, что при перемещении действия к знати, аниме в моем восприятии сильно потеряет в повествовании, обязательно посмотрю. Чего и вам искренне советую.

С миру по нитке

И прежде чем я перейду к аниме, в которых прогрессорство присутствует в незначительных количествах и не играет в сюжете ключевой роли, небольшая работа над ошибками. К прошлому списку аниме, где фэнтезийный мир пришел на смену высокотехнологичного, стоит добавить «Смертоносную принцессу» или «Murder Princess», вышедшую в 2007 году в количестве 6 серий OVA. В наличии остатки былой мощи в виде древних технологий, обмен сознаниями между, собственно, принцессой и охотницей за головами, интересные взаимоотношения в пестром коллективе придворных и наемников. Финал же вышел, пусть и шаблонный, но немного трогательный. Благодарить же за появление данного аниме в подборке следует канал Tsetetsete_аниме, выпустивший на это аниме обзор, и алгоритмы Яндекса, подкинувшие мне его в ленту.

Смертоносная принцесса
Смертоносная принцесса

Что же касается прогрессорства, то первым на ум приходит Re:Zero. Выходит с 2016 года, 2 сезона по 25 серий и две OVA, плюс дополнительные материалы. Его первые восемнадцать серий еще долго будут мучить меня вьетнамскими флэшбеками, но об этом расскажу как-нибудь в другой раз. При перемещении у главного героя, Нацуки Субару, при себе имелся стандартный набор ночного посетителя ближайшего японского «Магнита». Которым, в отличие от собственного мозга, он неплохо воспользовался. Нашел общий язык с хозяином таверны с помощью имеющихся у него чипсов и дошика, постарался загнать мобильный как очень ценный артефакт. Впрочем, к счастью, сделка срывается и ближе к концу тот же мобильный окажется неплохим детектором мега-монстров – привет, Сайлент Хилл. А во втором сезоне серьезно взявшийся за ум Субару попытался с помощью пыли устроить… видимо, самопальный объемно-детонирующий боеприпас. Впрочем, тут обломался, и магзверя подпалили более привычным для местного мира способом – кувшинами с маслом. Тут скорее мешок мучной пыли нужен был, мельницы за милую душу сносило при нарушении противопожарной безопасности.

Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире.
Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире.

Сато Казума, главный герой многострадальной Коносубы (выходит с 2016 года, 2 сезона по десять серий, две OVA и полнометражный фильм), попав в очередной фэнтезийный мир, начал что-то привносить при сотрудничестве с одним из бывших слуг местного антагониста, генералом армии демонов Ваниром. Тот предложил японцу взаимовыгодное сотрудничество. От попаданца – идеи, от Ванира – их воплощение и коммерческая реализация. Так, например, в этом замечательном мире, благословленном богиней, появилось котацу. Впрочем, стараниями еще одного, давно уже почившего попаданца, в этом мире осталось немало разнообразной по своему назначению и разрушительной мощи машинерии. Однако, учитывая комедийное и пародийное направление сериала, ждать какого-то конструтктива и адекватности от психованного изобретателя-изгоя не следует. Ах да, еще, не смотря на вроде бы как средневековье, местная городская управа или командная рубка гильдии авантюристов, не до конца понял, снабжена неплохими средствами связи и оповещения, явно свинченными с какого-нибудь Бисмарка или ему подобного корабля.

«Коносуба» или «Этот замечательный мир!»
«Коносуба» или «Этот замечательный мир!»

Реализовать свои познания в травах в новом мире смогла и Сэй Таканаси, главная героиня «Всемогущей магии святой» (2021 год, 12 серий). Будучи призванной в новый мир в роли, собственно, святой вместе с еще одной соотечественницей, из-за самоуверенности местного принца осталась за бортом. Но в депрессию не впала, истерик закатывать не стала, а вскоре устроилась в местное НИИ, как раз занимающееся исследование трав и растений и способами их применения. А полученные в родном мире знания позволили ей легко освоиться на новом месте работы. Ну и своими кулинарными талантами новых коллег японка радовать не забывает. Впрочем, данному аспекту уделено совсем немного внимания, поскольку аниме совсем не об этом. Однако, как большой любитель привнесения новых знаний в мир, не мог не пройти мимо данного аспекта. Собственно, вспомнил об этом благодаря обзору на канале якабито смотрит анимэ.

Всемогущая магия святой
Всемогущая магия святой

Заключение

На этом на сегодня все. Надеюсь, вам было интересно. Если вам есть что добавить, возразить, указать мне на ошибки и неточности или предложить еще какой-нибудь тайтл для просмотра, не забывайте высказать это в комментариях. С соблюдением приличий, разумеется. С удовольствием прочитаю и по возможности отвечу.

Следующим на очереди у нас будет «Подручный Луизы-Нулизы» и, учитывая что он содержит четыре сезона по двенадцать серий, во-первых, в этот раз разобью обзор на две части. А во-вторых, не смотря на домашний режим работы на следующей неделе, не уверен, что с первой частью успею к сроку. Поэтому будущая пятница остается в подвешенном состоянии: или первые два сезона «Луизы», или теперь уже мужская версия сборной, выпущенной неделю назад. А пока, если на канале вы впервые, можете ознакомиться с серией обзоров на «военные» аниме. Ориентироваться можете по этой статье. А так же с уже рассмотренными аниме про попаданцев-прогрессоров: «Старшеклассники позволили себе жизнь в другом мире!» и первым сезоном «О моем перерождении в слизь». Приятного чтения и до встречи через неделю.