На экраны телевизоров выходит новый сериал «Седьмая симфония». Само по себе то, что это сериал, уже заставляет относиться к нему на уровень ниже. Учитывая же замечательный советский фильм «Ленинградская симфония», в любом случае новое произведение будут автоматически сравнивать с прежним. И как показывает опыт, редко бывает, чтобы современное кино оказывалось лучше прежнего.
Впрочем, эта заметка отнюдь не про кинематограф. Каждый пусть сам определяет качество фильма, игру актёров и пр.
Я же хотел написать о том, какие исторические ассоциации сразу появляются в связи с новым сериалом.
«Тот, кто не сдастся, тот не умрет»
Это фраза из романа «Балтийское небо», хоть и посвященного лётчикам-истребителям морской авиации, но одного из самых пронзительных произведений о Блокаде. А экранизация романа, на мой взгляд, заслуживает вхождения в золотой фонд мирового кинематографа.
Историки могут привести немало случаев, когда население города, находясь в окружении врага, выдерживало длительную осаду, проявляя чудеса мужества и героизма в сложнейших условиях. Я и сам сходу назову такие примеры, и, конечно, уважаю память наших героических предков.
Но ленинградская Блокада для меня не просто часть нашей общей истории. Моё детство прошло в том же доме, где моя мать и моя бабушка жили и в 41-м году и до 45-го. Моя мать родилась летом 1939 года и что-то добавлять к этому, я думаю, уже не надо. Бабушка никому из своих дочерей и других членов семьи почему-то не рассказывала о Блокаде, единственным исключением был я. И это были не просто рассказы, потому что я видел то место, где лежал всю зиму, умерший в 41-м и вмерзший в лёд от прорванной трубы сосед. Я видел окна квартиры напротив Кузнечного рынка, где жили людоеды, от которых моя бабушка смогла чудом убежать. Я видел, и навсегда запомнил ступеньки дома, на которым бабушка нашла мою мать, после того, как в дом попала бомба или снаряд, и он рухнул, похоронив под собой и всех жильцов, и детский сад. Такое никогда не забывается. И в нашей семье никогда не выбрасывают еду, представить себе хлеб в помойке, пусть черствый и засохший, я просто не могу.
Конечно, то, что знаю я, это история лишь одной нашей семьи. Но и у всех других история похожа. Своя, но такая же, общая история замерзающего и погибающего от голода огромного города, который и не думал сдаваться.
Но, как мне кажется, Ленинград потряс весь мир именно тем, что в нечеловеческих условиях он продолжал жить по-человечески. Были, конечно, трусы, мародеры, людоеды… Но не они устояли сами и спасли других.
Были сотрудники зоопарка, которые шатаясь от голода кормили своих подопечных. Были ученые, спасшие запасы коллекционного зерна. Были футбольные матчи, когда игроки с трудом передвигались на поле, а с поля уйти уже не хватало сил.
Были люди, которые делились последними крохами, с теми, кому эти крохи помогли выжить. В каждой блокадной семье есть своя история, как неизвестный человек отдал какую-то еду и спас от неминуемой смерти.
В этих нечеловеческих условиях люди умудрялись спасать своих домашних питомцев. Потому что эти люди оставались Людьми.
Битва за Ленинград
Летом 1942 года ситуация под Ленинградом кардинально не изменилась, хотя обе стороны предприняли усилия, чтобы сломить ход событий в свою пользу.
В январе Красная Армия начала Любаньскую наступательную операцию, которая закончилась трагедией 2-й ударной армии. Завершилась она в начале июля.
В июле командование Вермахта приняло план операции «Северное сияние». Вопреки устоявшемуся в советской истории мнению, речь шла не о штурме Ленинграда, а о полном его окружении. Переброшенные из-под Севастополя войска генерал-фельдмаршала Манштейна должны были соединиться на Карельском перешейке с финской армией. После чего, подавить город массированным артиллерийским огнём.
Советское же командование готовило в июле очередное наступление в районе Синявино с целью прорыва Блокады. Начавшееся во второй половине августа советское наступление своих целей не достигло, привело к огромным потерям, но и немцы вынуждены были отказаться от своих планов по окружению Ленинграда. Слишком много потерь они понесли, отражая наступление Красной Армии.
Вот на этом фоне, между двумя крупными операциями, и прозвучала в Ленинграде Седьмая симфония Шостаковича.
«Седьмая симфония»: мифы и легенды
История «Седьмой симфонии» Шостаковича, правильное название которой «Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60», до сих пор вызывает вопросы историков и музыковедов.
О ней упоминается и в разных литературных произведениях, и в фильмах показано её исполнение. Из числа традиционных ошибок, утверждение, что первое исполнение состоялось в Ленинграде. Ещё почему-то часто показывают, что происходило всё зимой. Хотя на самом деле это было летом 1942 года и исполнение было уже пятое.
Больше же всего вопросов вызывает история написания. По поводу того, когда именно симфония была написана и чему/кому изначально посвящалась, есть несколько версий. Понять, какая из них правильная, крайне сложно, поскольку есть лишь официальные высказывания самого Шостаковича, но тому, что говорилось публично в советское время склонны безоговорочно верить лишь последние «истинные ленинцы». Однако и версия о том, что произведение было изначально написано, как некий реквием жертвам сталинских репрессий, ничем не может быть подкреплена. Словом, каждый в этой музыке слышит своё, равно как и историю создания принимает тоже свою.
И истинный замысел композитора, который умер через много лет 9-го августа, именно в тот же день, когда его симфония была исполнена в осаждённом Ленинграде, мы уже едва ли узнаем.
Но в любом случае это произведение, я верю, люди будут слушать ещё века. И это главное.
Полагаю, в тему будет моя статья:
Правда ли фашисты заранее назначили парад в Ленинграде 9-го августа 1942 года?