Найти тему
Папирус бывшего жреца

Египет и Кипр: дары и дань

Хотя Кипр занимает площадь всего 3570 квадратных миль, он расположен в северо-восточной части Средиземного моря и является третьим по величине островом в этом регионе после Сицилии и Сардинии.

Кипр.
Кипр.

Уже в раннем бронзовом веке (около 2500 - 1900 гг. до н.э.) и в среднем бронзовом веке (около 1900-1600 гг. до н.э.) Кипр установил контакты с минойским Критом, а затем с микенской Грецией, а также с древними цивилизациями Ближнего Востока (Сирия и Палестина), Египта и южной Анатолии.

Кипрская керамика.
Кипрская керамика.

Египетское культурное влияние на острове началось в позднем бронзовом веке (около 1600-1050 гг. до н. э.) и было усилено финикийским импортом. Первым фараоном, объявившим о своих правах на Кипр, был великий завоеватель Тутмос Третий.

-3

Во времена позднего бронзового века Кипр стал важным центром производства произведений искусства, которые демонстрируют смесь местных и иностранных влияний. Стилистические особенности и иконографические элементы, заимствованные из Египта, Ближнего Востока и Эгейского моря, часто смешиваются в кипрских работах. Несомненно, иностранные мотивы и их значение были переосмыслены, поскольку они стали отличительной частью местных художественных традиций.

-4

Ввиду отдалённости, Кипр не стал административной единицей Египетской "империи", но, вместо роли торгового партнёра, превратился в данника. Что такого ценного мог Кипр предложить фантастически богатому Египту эпохи Нового Царства? Ответ прост: медь и качественная древесина. Важнейшие для фараонов-завоевателей военные ресурсы!

Бронзовый египетский хопеш.
Бронзовый египетский хопеш.

На самом деле само слово "медь" происходит от греческого названия острова Купрос. Киприоты впервые начали обрабатывать медь в четвертом тысячелетии до нашей эры. В девятнадцатом веке до н.э. остров впервые упоминается в ближневосточных записях как страна-поставщик меди под названием "Аласия".

В гробницах Нового царства есть изображения киприотов, смиренно приносящих медь к стопам египетского правителя.

Однако, к тому времени, как Египет взял остров под свой непосредственный политический контроль, примерно в 570 году до н. э., при фараоне Амасисе Втором, Кипр стал ценится не только за медь, но и стратегическое положение, очень важное для египетского флота.

Египетский корабль.
Египетский корабль.

Кипр имел высокий уровень самостоятельности под египетским правлением ( "плати дань- и делай, что хочешь"), и в это время наблюдался заметный всплеск влияния египетских мотивов в искусстве Кипра. На острове стали популярны божества с берегов Нила: Бэс, Гор, Птах, Хатхор.

Одним из наиболее распространенных культов стал культ египетской богини Хатхор. Ее изображения очень распространены, особенно в Аматусе. Показанная ниже стела, датируемая серединой VI века, предположительно из некрополя Голгой, представляет собой типичное изображение Хатхор с коровьими ушами и уникальным париком:

-7

Но, к тому времени, как остров покорил Амасис, здесь уже настойчиво проявлялось и влияние греческого искусства эпохи архаики. И стили...слились.

Например, взгляните на эти статуи кипрских правителей, выполненных из мелкозернистого, плотного белого известняка с желтым оттенком:

Мужская фигура в египетской одежде 3-я четверть 6-го века до н. э.
Мужская фигура в египетской одежде 3-я четверть 6-го века до н. э.

Фигура, изображённая выше, носит двойную корону Египта с уреем (священным аспидом) спереди, трехрядное ожерелье, набедренную повязку с бахромой, центральная панель которой украшена двумя уреями, и изящный пояс. Вместе с тем, мы видим короткую курчавую бородку ( так называемые завитки-"улитки") и курчавые волосы, выбивающиеся из-под короны. Как атрибут власти, вырванный из своего первоначального контекста, то есть символ объединения Верхнего и Нижнего Египта, пшент приобретет на Кипре новое значение: престижный знак богатого правителя: мол, я одеваюсь по моде фараонов)) Поза также вдохновлена изображениями фараонов, держащих свой скипетр.

Со временем, хотя статуи и украшаются разнообразными египетскими аксессуарами, греческое влияние неуклонно нарастает: оно проявляется в более мягкой и свободной подаче тела:

Мужская фигура в египетской одежде середины 6 века до н. э.
Мужская фигура в египетской одежде середины 6 века до н. э.

Здесь традиционная египетская набедренная повязка, кроме топорно обозначенных крылатых уреев, богато украшена головой египетского бога Беса и глазом Гора:

Мужская фигура в египетской одежде середины 6 века до н. э.
Мужская фигура в египетской одежде середины 6 века до н. э.

Под этой короной довольно молодой человек с очаровательным взглядом и улыбкой греческого куроса, излучающий великое спокойствие.

Для кипрских правителей фараоны были "иконой власти": неоспоримой власти над обширной территорией, поддерживаемые богами. Именно поэтому они позаимствовали регалии и инсигнии фараонов.