Весна 1942 года. Командование Балтийского флота приказывает подготовить план ведения подводной войны. Балтийским подводникам поставлена задача — создать помехи для транспортировки важного сырья (медь, лес, руда) из Швеции и Финляндии в Германию, а также остановить военные перевозки.
Уже в мае 1942 года противник выставляет на Балтике непроходимые минные рубежи, полагая, что советские подводные лодки понесут значительные потери и командование Балтийского флота откажется от попыток прорыва в открытое море.
Несмотря на предпринятые противником усилия, нашим морякам-подводникам удалось нарушить вражеские планы. Среди лодок, внесших свой вклад в подводную войну на Балтике, была и Щ-308.
Неудача за неудачей
Эта подлодка, при создании получившая личное имя "Сёмга", имела непростую судьбу.
Когда в начале войны лодка переходила с одной базы на другую, ее трижды атаковали самолеты врага. Неудачным для субмарины был и боевой поход, который пришелся на лето 1941 года — по его итогам командир подлодки Маркелов был снят с должности и отдан под трибунал.
Летом 1942 года Щ-308 снова отправилась в боевой поход, но вскоре вернулась из-за возникших неполадок. Известно, что экипаж лодки не отличался большим опытом, да и новый командир "Сёмги" раньше подлодками типа «Щ» не командовал...
Осенний поход "Сёмги"
Однако война есть война. Невзирая на несчастливую судьбу субмарины и закрыв глаза на проблемы с технической частью, экипаж Щ-308 вывел лодку из Кронштадта. 22 сентября "Сёмга" заняла боевую позицию в зоне финского острова Утё, а 20 октября командир субмарины доложил, что подлодка потопила три вражеских транспорта.
Немцами были зафиксированы две атаки — на конвой с солдатами-отпускниками (торпеда прошла мимо) и на судно-ловушку. Во втором случае командир советской подводной лодки решил, что атакует одиночное грузовое судно. Однако фактически он имел дело с боевым кораблем, обладающим хорошей гидроакустикой и маневренностью. Противник засек торпеду и увернулся от нее.
"Сёмга" была немедленно контратакована — враг применил против лодки глубинные бомбы. После этого командир Лев Костылев сообщил, что субмарина получила повреждения, и командование дало"добро" на ее возвращение домой. При этом Щ-308 должна была идти на базу новым маршрутом, позволяющим легче преодолеть минные поля — через Нарвский залив, между банками "Неугрунд" и "Намси".
Но сорок моряков "Сёмги" из боевого похода так и не вернулись. И только через 75 лет стало известно, почему...
Российские поисковики нашли "Сёмгу"
Было 2 мая 2018 года, когда Разведывательно-водолазная команда, сканируя балтийское дно к юго-востоку от о. Большой Тютерс, обнаружила неизвестный объект. Судя по данным гидролокатора, объект напоминал размерами советскую подводную лодку типа «Щ».
Дайверы погружаются, чтобы изучить находку, и сообщают, что перед ними Щ-308. Как показал осмотр деталей рубки, рули глубины затонувшей лодки находятся в положении "на погружение", а руль поворота показывает "право на борт" — судя по всему, подлодка активно маневрировала. Перископ субмарины приподнят, развернут в направлении острова Большой Тютерс. Картина начала проясняться...
Что же произошло с несчастливой субмариной осенью 1942 года?
Итак, подлодка шла рекомендованным маршрутом, форсируя вражеские минные заграждения. Можно предположить, что после длительных подводных маневров командир решил уточнить местоположение лодки по береговым ориентирам.
Щ-308 поднялась на глубину 12 метров. Сориентировавшись по о. Тютерс с помощью перископа, командир отдал приказ погружаться на глубину 30-40 метров. Это глубина форсирования минного заграждения, позволяющая подныривать под минрепами и различными детонационными устройствами, укрепленными на этих минрепах.
Но лодка начала погружение в том месте, где находились мины EMC. Когда послышался скрежет троса-минрепа о правый борт субмарины, командир "Сёмги" приказал поворачивать вправо. Однако в этот момент сработала трубка "Ка"— особое устройство для защиты мины от уничтожения тралами.
Над советской субмариной взорвалось почти 300 кг тротила. Скорее всего, при взрыве экипаж был оглушен, а подводная лодка стала опускаться ко дну на большой скорости, затем уткнулась в грунт и застряла в донном иле.
Возможно, большая часть экипажа была еще жива, но в поврежденный взрывом корпус поступали тонны морской воды. Уже через несколько минут субмарина оказалась практически затоплена.
Вода прибывала на глазах, а оставшийся воздух был отравлен хлорными парами из аккумуляторных батарей. Спастись советские подводники уже не могли.
Благодаря работе поисковиков экипаж Щ-308 — командир Костылев и еще 39 моряков — больше не считаются пропавшими без вести. Их останки покоятся на дне Балтийского моря к юго-востоку от о. Большой Тютерс — там, где во время Великой Отечественной войны находились минные поля вражеского противолодочного заграждения "Зееигель" (в переводе с немецкого это слово означает "морской еж").
В 2019 году (в канун дня российского Военно-морского флота) к лежащему на дне остову подлодки погрузился в сопровождении дайверов РВК Владимир Путин.
Президент России установил на погибшую в годы войны лодку мемориальную табличку с именами героев, а также почтил память моряков.
Предлагаем посмотреть ролик о подводной лодке Щ-308:
-----
Другие статьи нашего канала: