(2011, Великобритания)
Наткнулся я тут на Кинопоиске на любопытную статью, где были перечислены фильмы, близкие по духу одному из самых мрачных и душераздирающих ужастиков минувшего лета - "Реинкарнации". И в этой статье в качестве примера был упомянут "Список смертников" - ранняя картина Бена Уитли, режиссера чертовски стильного боевика "Перестрелка". Более того, автор статьи без обиняков даже назвал "Список смертников" эталоном фильмов ужасов, которые пугают зрителя прежде всего "неизвестностью и нелогичностью". И лишь потом - всем остальным, включая насилие. Уровень которого, по словам того же автора, в "Списке" очень правдоподобный и "превышает все допустимые пределы".
Что ж, согласитесь: довольно смелое и громкое заявление. Надо ли говорить, что меня оно сразу заинтриговало. И я, не мешкая, отправился за своей порцией острых ощущений, пускай опять-таки на Кинопоиске зрительский рейтинг этого кино (5,7) как-то не внушал доверия; на IMDb он, правда, чуток повыше - 6.4.
Увы, но на поверку сенсация и вправду оказалась дутой. Не знаю, чем так восхитила этого обозревателя данная лента, но после ее просмотра я был вынужден согласиться не с ним, а со зрителями, что на протяжении долгих лет ставят ей свои "кинопоисковые" пятерки (по десятибалльной шкале).
Сюжет фильма прост как сказка про Иванушку-дурачка. Живут себе в Британии два киллера, бывших военных, психованный Джей и хладнокровный Галл. У Джея есть семья: красавица жена и сынок лет пяти-шести. Галл холост и крутит роман с какой-то дамочкой, к которой он, однако, сильно привязан. Любопытно, что жена Джея и подружка Галла знают, чем занимаются их мужики, но никаких конфликтов на этой почве между ними не вспыхивает. Как раз наоборот, собираясь в своем дружеском кругу, эти четверо могут весело поговорить на тему заказных убийств без малейшего стеснения.
И вот киллеры получают от какого-то бзиканутого, но щедрого типа задание прикончить трёх человек. После чего идут и убивают двух из них, по пути уничтожая подпольную видеостудию, где снималось детское порно. Да просто потому что Джей случайно выяснил, где она находится, а поскольку у него есть маленький сын, у отца взыграл в связи с этим праведный гнев.
Насчет третьего "клиента" убийцы, однако, засомневались и расхотели продолжать охоту. Как-то слишком странно вели себя две их первые жертвы. Мало того, что те не сопротивлялись и не паниковали, так еще и благодарили Джея и Галла за то, что они пришли их грохнуть. Впрочем, заказчик нашел способ вернуть киллеров к работе, и вот в ходе третьего убийства наконец-то выяснилось, что они имеют дело с некой сектой безумцев. Которые тут же стали преследовать их, словно зомби.
Короче говоря, финал картины я раскрывать не буду. Лишь замечу, что на нём фантазия у авторов иссякла окончательно и они превратили его в полную ахинею, не сказать идиотизм.
И, конечно, у вас уже назрел вопрос, а что именно роднит "Смертельный список" и "Реинкарнацию"? Да просто в первом, как и во второй, наличествует секта загадочных шизиков, чьи адепты всё кино подмигивали Джею, намекая ему, что он со своей психанутостью и сам чуток не от мира сего. А еще здесь тоже иногда звучит эмбиент, который нагоняет на нас мрачняк. Вот, пожалуй, и всё сходство. Иного в упор не нахожу.
Так это... стоп: а как же мистика и хоррор? А их тут и нет. То бишь совершенно. Загадочность в виде непонятного поведения заказчика и жертв есть. И в целом она поддерживает интригу, но саспенса до дрожи в коленках лично у меня, уж извините, не вызвала. Блин, да мало ли доселе выходило триллеров, где киллеры натыкались на странных заказчиков и жертв ("Шнайдер против Бакса", "Американец", "Специалист", "Игра Рипли", "Профессионал" 2011 года)? Равно как те в свою очередь натыкались на дюже странных киллеров ("Киллер Джо", "Соучастник" , "Старикам тут не место", "Пёс-призрак: Путь самурая" или вот еще один "Смертельный список", только американский)? И это лишь те фильмы, о которых я писал здесь, на этом канале. Ну и что же сногсшибательного в том, что Джей и Галл работают на каких-то фриков? Абсолютно ничего. Это давным-давно заезженный сценарный ход, впадать от которого в экстаз в 2018-м году как-то даже и неприлично.
И лишь в одном прав кинопоисковый автор - насилие в "Списке смертников" действительно отобразили натуралистично. Вот только "все допустимые пределы" оно тут явно не превышает. По крайней мере любой из вас вспомнит навскидку пару десятков, а то и больше криминальных драм и триллеров, где жестокость воистину бьет через край. Тогда как здесь она болтается на умеренно-среднем уровне и тарантиновским размахом не шокирует.
***
В общем, не скажу, что картина вконец плоха. Вовсе нет. Как история о двух киллерах, нарвавшихся на проблемы, она очень даже смотрибельна и интересна (за исключением бездарного финала). Особенно для своего мизерного бюджета в полмиллиона фунтов стерлингов. Вот только не надо ошибочно причислять ее к хоррорам или к мистике. "Список смертников" не соответствует им ни по каким критериям. Ну а если и искать для него адекватное сравнение, то это будут, скорее, "Старикам тут не место", разве что в "Списке" главным злом служат агрессивные сектанты, а не мексиканская наркомафия.