Я уже не раз обращалась к творчеству в целом и к иллюстрациям в частности, которые рисует для всех нас очень интересный автор - Жан Клод Голвин. И про Баальбек было, и про Карфаген. И про ипподром в ливанском Тире, который на данный момент является самым большим сохранившимся до наших дней античным ипподромом в мире.
Этот автор родился в тунисском городе Сфакс, учился в Алжире, сам, как понятно по имени-фамилии, по национальности будет из французов. Его отец был известным искусствоведом, который уехал жить и работать в Северную Африку и там, в частности, организовал несколько музеев.
Как архитектор, художник он работал над восстановлением амфитеатра в тунисском Эль-Джеме и возглавлял франко-египетский исследовательский центр в Карнаке и Луксоре. В 1985 году он получил докторскую степень по археологии, защитив диссертацию о римских амфитеатрах. С 1989 года работа Голвина сосредоточена на создании акварельных иллюстраций древних и средневековых городов, какими они были в период своего расцвета. В 2010 году он передал свою работу, более тысячи рисунков и эскизов, в дар Музею древностей города Арля (это где-то в Провансе). Также он рисует всякие древние миры для компьютерных игр, открыл даже для этого. насколько помню, специальную студию.
Так вот. Сегодня будем смотреть, что он нарисовал про Пальмиру.
Ниже тот самый храм Бэла, который взорвали бармалеи. Они там несколько храмов взорвали, два. Но это тот, который был главным храмом города. Сейчас осталась только ограда этого храма. Да и то, частично перестроенная мусульманами: они по своему обыкновению переоборудовали древнее античное сооружение в крепость, укрепив его.
Этот же храм есть на картинке ниже. В правом нижнем углу он. Вокруг, кстати, тот самый знаменитый пальмовый оазис нарисован. От храма к городу идет довольно толстая желтая дорожка по диагонали, видите? А потом соединяется с другой дорогой, которая к этой под тупым углом подходит. Вот, в этом месте и стояла взорванная бармалеями арка. Она в своем сечении была треугольной. Именно для того, чтобы визуально скрывать этот излом: по правилам античности, от главного храма в город должна была идти идеально прямая дорога. Но тут так не получалось. Зато благодаря оптическому обману стоящему рядом с храмом казалось, что дорога таки прямая и излома нет. Дальне по той же дороге вы можете увидеть и театр, который так же пострадал от бармалеев. Но сам цел.
Вот эта хитрая хитрость, на первом снимке левая часть, а на втором правая и они не одинаковые:
А когда на нее смотришь, вроде бы, все как надо:
А это та часть города, где был театр. За ним квадратный двор - это торговая площадка, тут, как раз, и торговали заезжие купцы. Город с них получал пошлины. Размер этих пошлин указывался на пальмирском тарифе, который нынче находится в Эрмитаже. Я про него планирую скоро рассказать. ВИдны деревянные настилы-потолки на колоннаде. Так защищались от ливней и палящего летом солнца. Также можно заметить ту самую арку, она около продолговатого сооружения с красной крышей.
Ну, вот только так получилось как-то увеличить этот фрагмент. ВОт это и есть арка. Видите - она сверху треугольная? Это благодаря тому самому обману зрения. Который организовали хитрые архитекторы.
А это храм Баалшамина, второй храм, взорванный мерзопакостными бармалейками. Он был маленький и поразительно красивый.
Раньше стоял, зажатый какими-то дворами. Они не сохранились, но он продолжал себе стоять. Я уже рассказывала, как вместе с туристами в находившемся рядом с руинами отеле торжественно врубала подсветку в этом храме после захода солнца. Больше никто никогда этого не сделает..
А это уже у подножья возвышающейся над Пальмирой горки. Римский лагерь Диоклетиана. В сети почти нет его фото, нашла одно, листните:
Четыре картинки. Всего четыре. Но, думаю, они смогли помочь вам понять, что это был за город. Огромное спасибо художнику, который нарисовал то, что мне пришлось бы очень долго объяснять словами.
Лучше один раз увидеть, да?