Грунтовые воды затопили и занесли грязью богатую усыпальницу дочери фараона так, что даже грабители гробниц не нашли ее сокровищ. К счастью, это сделали археологи, обнаружив ларцы с великолепными изделиями в нише, забитой илом и песком. Об этом нам рассказывает археолог Винера Андреева:
"В 1914 году британские археологи проводили очередной сезон раскопок в районе Фаюмского оазиса, близ деревни Эль-Лахун. Они изучали пирамиду фараона эпохи Среднего царства Сенусерта II, правившего в начале XIX века до нашей эры, и остатки связанных с ней построек. В их число входили и небольшие гробницы женщин, принадлежавших к царскому дому. В одной из них ученые обнаружили настоящие сокровища.
Очень давно – около четырех тысяч лет назад – жила в Египте царевна. Звали ее Сат-Хатхор-Иунет, что переводится как «Дочь Хатхор Дендерской» (в местности Дендера, которую египтяне называли Иунет – «Твердыня» – находился главный храм богини любви Хатхор). По-видимому, Сат-Хатхор-Иунет была дочерью Сенусерта II и очень высокопоставленной жрицей богини, чье имя она носила.
Царевна прожила долгую жизнь, пережила своего брата, легендарного фараона Сенусерта III. Свой земной путь она завершила во время правления племянника – еще одного великого государя Аменемхета III – и была с почестями похоронена в погребальном комплексе своего отца. В ее усыпальницу и спустились британские археологи в начале 1914 года.
Конечно, гробница оказалась разоренной. В погребальной камере ученые нашли несколько сосудов, и среди них – канопы, в которые египтяне при бальзамировании помещали некоторые органы. Канопы были подписаны именем и титулами царевны, а крышки их – выполнены в форме человеческой головы. Очевидно, мастера постарались придать чертам лица на крышках каноп портретное сходство с усопшей, поэтому мы можем приблизительно представить себе, как выглядела Сат-Хатхор-Иунет.
Казалось бы, больше в гробнице ничего, кроме грязи, не обнаружится. В районе Фаюма высокий уровень грунтовых вод, и многие гробницы были затоплены еще в древности. Позже вода могла уйти, но то, чего она не смогла разрушить, не щадили грабители. Но археологам невероятно повезло: оказалось, что смесь воды, обломков, ила и песка забила нишу в стене камеры и скрыла ее от гробничных воров. Здесь и пряталась почти четыре тысячелетия главная находка. Знакомство с ней мы начнем, как полагается, с упаковки.
Это были ларцы из эбенового дерева и слоновой кости, украшенные инкрустациями из золота, серебра, сердолика и египетского фаянса. Несмотря на стойкость, древесина сильно пострадала, и внешний вид этих замечательных произведений искусства пришлось реконструировать. Вот как выглядит один из восстановленных ларцов царевны Сат-Хатхор-Иунет (все детали, кроме деревянных, подлинные; размер ларца – 46×32,5×36,7 сантиметра):
На стенках ящика – стилизованные изображения фасада царского дворца, канон которых восходит к древнейшим эпохам существования египетской цивилизации. Точно такая же символика использовалась для создания серехов – особых рамок, в которые вписывалось царское имя еще в раннединастическую эпоху, на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры. Сходным образом устроена и каменная ограда пирамиды Джосера (XXVII век до нашей эры).
Золотые фигуры в проемах стен – так называемые столбы джед, также известные с глубочайшей древности. Эти символы стабильности играли большую роль в погребальном культе, так как олицетворяли собой позвоночник бога Осириса – владыки мира тех, кто, покинув земное существование, приобщился к вечной жизни.
На крышке – четыре изображения богини Хатхор, личной покровительницы царевны. Поклонение Хатхор – владычице любви, веселья, плодородия, «хозяйке всех тайн женского сердца», – тоже уходит корнями в незапамятные времена, в эпоху расцвета культа Богини-матери. Священным животным Хатхор была корова, подательница молока, поэтому богиня изображалась с коровьими ушами и рогами. Между рогов она несет солнечный диск, а еще ее можно узнать по характерному – так называемому хаторическому – парику с двумя буклями на концах прядей.
Реконструирован был и еще один ларчик, меньшего размера (36,4×25,2×25,2 сантиметра). Его стенки тоже украшают символические изображения архитектурных элементов дворца, но без столбиков джед. Крышка инкрустирована пластинами, на которых вырезаны имена Аменемхета III, царственного племянника Сат-Хатхор-Иунет. Это был прижизненный или посмертный царский подарок великой жрице.
Конечно же, драгоценные ларцы оказались не пустыми. В меньшем из них хранились косметические принадлежности царевны: сосуды с притираниями и краской, невероятно дорогое зеркало, бритвы и даже точильные камни к ним.
В большом ларце археологи нашли украшения. Их столько, что для описания этих сокровищ, получивших в египтологии неофициальное наименование «Лахунский клад», потребуется несколько отдельных историй.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.