Найти тему
Кинокружок Курилова

Хорошие российские биографильмы (часть 2): как Вампилов спорил с Кончаловским

Продолжаю собирать в кучку значимые для России биографические фильмы. На этот раз «Облепиховое лето» – фильм, в котором можно увидеть не меньше восьмерых советских деятелей культуры первого периода правления Леонида Брежнева.

Вампилов с другом – Николаем Рубцовым. Кадр из к/ф «Облепиховое лето».
Вампилов с другом – Николаем Рубцовым. Кадр из к/ф «Облепиховое лето».

Еще одна не самая веселая, но светлая история про деятеля культуры, который ушел от нас слишком рано. «Облепиховое лето» – биография писателя Александра Вампилова с февраля 1966 года, когда окончился суд против Синявского и Даниэля, до печального лета 1972 года.

Самой главный недостаток – возраст. Андрей Мерзликин в этой роли великолепен, но кого он играет? Вампилову в показанный период от 28 до 34 лет, актеру – 45. Играет он примерно этот возраст, в котором нереализованность оценивается иначе.

Если простить этот момент (который понятен еще с афиши), да еще мелкие документально спорные места, вроде заявления героя о том, что родился в поселке Кутулик, в остальном кино весьма достойное.

Михалков-Кончаловский, Ахмадулина и человек из органов. К/ф «Облепиховое лето».
Михалков-Кончаловский, Ахмадулина и человек из органов. К/ф «Облепиховое лето».

Вампилов приезжает из Иркутска в Москву, показать свежую «Утиную охоту» худруку «Современника» Олегу Ефремову. Встречается с другом – поэтом-лириком Николаем Рубцовым, чей байопик закончится годом раньше – в 1971 году, в крещенский сочельник, как предсказывало одно из его знаменитых стихотворений (разве что мороза в тот день не было).

Друзья приходят на вечеринку к Лидочке, начинающей поэтессе из номенклатурных кругов (намек на Людмилу Дербину, роковую женщину Рубцова). Там Вампилов дискутирует с поэтом-диссидентом
Юрием Галансковым (его биография также оборвется в 1972-м) о месте писателя – на митинге или за текстом.

Потом спорит с Беллой Ахмадулиной, критикуя космополитизм и оторванность элиты от российских корней, и обижается на слегка высокомерный совет представителя элитного семейства Андрона Михалкова-Кончаловского о том, как «двигаться» писателю из глубинки.

Олег Ефремов не хочет ставить «Утиную охоту». Кадр из к/ф «Облепиховое лето».
Олег Ефремов не хочет ставить «Утиную охоту». Кадр из к/ф «Облепиховое лето».

В случае с Кончаловским, кстати, вампиловская критика космополитизма выглядит странно, тот уже работал над «Историей Аси Клячиной...» и не нуждался в лекциях о сельской самобытности. Но в целом интересно.

После неудачи с «Утиной охотой» Вампилов уезжает домой. Занимается иркутской постановкой «Старшего сына», пытается узнать судьбу своего отца. Для сюжета остроты еще и ведет натянутые диалоги с представителем известного госоргана. Здесь есть перекличка с германской «Жизнь других», только все в разы добрее и лиричнее.

Периодически происходят душевные встречи и разговоры Вампилова с Рубцовым. Поэт читает драматургу одно из знаменитых стихотворений, тот делится мечтой о доме на Байкале: «Знаешь, как тихо у нас? Как будто нет тебя. Вообще нет. Не родился».

Рубцов критикует гламурных диссидентов. Кадр из к/ф «Облепиховое лето».
Рубцов критикует гламурных диссидентов. Кадр из к/ф «Облепиховое лето».

Тут же эти скромно живущие литераторы из народа рассуждают про свое отличие от представителей номенклатурных и звездных семейств, увлекающихся модным диссидентством.

«У всех у них мамы, папы, госдачи, госпремии, – говорит Рубцов. – Почему они-то диссиденты? Их печатают, ставят, на руках носят. Им открыты все дороги. Квартиры, дачи, зарубежные поездки. Им все время чего-то мало. Говорят, свободы. А я думаю, что замшевых пиджаков».

Истина в фильме где-то посередине. Про Кончаловского нам больше не скажут, но и так понятно, что для него даже полочное кино оказывалось конъюнктурным. А серьезные диссиденты по факту заплатят большую цену за то чтобы о них говорили без шуток.

В этом кадре диссидент Юрий Галансков, Вампилов, Рубцов и его подруга Лидочка.
Кадр из к/ф «Облепиховое лето».
В этом кадре диссидент Юрий Галансков, Вампилов, Рубцов и его подруга Лидочка. Кадр из к/ф «Облепиховое лето».

Вампилов пройдет период непризнания (что, кстати, можно понять: «Утиная охота» – не самое гуманное произведение, чтобы его запросто ставить в гостеатрах) и будет иметь повод для недовольства.

Плюс, автор к финалу подчеркивает противоречие «художник – государство» и пытается дожать тему высокой миссии деятеля культуры в том, чтобы менять жизнь к лучшему. Как это можно сделать с помощью «Утиной охоты», например, не сообщается.

Но мы прощаемся с Вампиловым, когда он признан, верит в людей и горит желанием заниматься творчеством. «Жизнь – все-таки замечательная штука», – говорит он нам на прощание.

Несмотря на сложность темы и известную развязку, получается светлый, местами даже нежный байопик. Кадр из к/ф «Облепиховое лето».
Несмотря на сложность темы и известную развязку, получается светлый, местами даже нежный байопик. Кадр из к/ф «Облепиховое лето».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!