Обстановка на Донбассе серьезно обостряется
Андрей Правов
Да, до сих пор на Донбассе существовал «плохой мир». Об этом можно судить по кадрам, которые вот уже долгие месяцы показывают по российскому ТВ. Это кадры с разрушением домов, гибелью мирных жителей, с кровью и страданиями. Однако этот «плохой мир» наверное все же лучше новых военных действий между противостоящими сторонами, которые, по ряду оценок, могут спровоцировать последние события.
Как известно, в последние октябрьские дни Киев предпринял решительные действия против донецких ополченцев. Силами ВСУ по их позициям было нанесено несколько ударов. Согласно ряду оценок, происходящее даже чем-то напоминало события 2014 года, когда на Донбассе еще только начинались боевые действия, причем сразу довольно интенсивно.
На этот раз обстрелам со стороны ВСУ подверглись сразу несколько населенных пунктов, находящихся в «прифронтовой полосе», но контролируемые ополченцами. Были повреждены жилые дома в Новой Марьевке, Тельмановке, Ясиноватой. В Горловке снаряд попал в пожарную часть, а в Яковлевке повредил газопровод шахты имени Засядько. Один из снарядов упал возле нефтебазы в Донецке и чудом не разорвался.
Поступило также сообщение, что украинские военные заняли поселок Старомарьевка, находящийся в так называемой «серой зоне». В нем проживает 180 человек, из которых 37, согласно информации, являются гражданами России. Сообщается также, что многие из них были вызваны на допрос, и по некоторым данным их особенно расспрашивали о том, принимали ли они участие в выборах в российскую Госдуму в сентябре.
Согласно оценкам со стороны ряда наблюдателей, захват Старомарьевки в том числе свидетельствуют о том, что Украина фактически вышла из Минских соглашений, поскольку они предполагают невозможность захватов каких-либо населенных пунктов в «серой зоне».
Равно, как в соглашениях содержатся предупреждения о невозможности использования против противостоящей стороны боевой авиации и беспилотных летательных аппаратов. На это, в частности, указал представитель Луганской народной республики в политической подгруппе Контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины Родион Мирошник.
Как известно, украинская армия применила в октябре на Донбассе дроны Bayraktar турецкого производства. Об этом, в частности, свидетельствует видео, опубликованное на официальной странице украинского генштаба в Facebook. На нем запечатлен момент ракетного удара с беспилотника по установленной на позиции гаубице Д-30 и разбегающиеся ополченцы. Похоже, что все остались невредимыми.
Информация о задействовании турецкого беспилотника в боевых действиях на Донбассе не могла остаться незамеченной в Москве. Так, согласно словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, Москва проверит эту информацию «всеми возможными средствами», в том числе в контактах с представителями Донбасса. А, как заявил в этой связи пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, поставки подобных вооружений ведут к дестабилизации ситуации на юго-востоке Украины.
В данной связи в российском обществе вновь стал обсуждаться вопрос насколько дружескими являются отношения между Москвой и Анкарой. Время от времени эти обсуждения то затихают, то начинаются снова. На мой взгляд, здесь важно понимать, что для России Турция прежде всего является очень важным торговым партнером. При определенных обстоятельствах – союзником. При определенных – даже другом. Однако Анкара всегда прежде всего держит в уме свои собственные интересы. Можно даже сказать, что иной раз эгоистические.
Нельзя также и исключать, что весь шум вокруг турецких беспилотниках на Украине используется определенными кругами для того, чтобы вбить очередной «клин» в отношения между Москвой и Анкарой.
Хотя, по ряду заверений, в данном случае речь идет в том числе и о намеренной рекламе турецких беспилотников, для чего лучшим «мерилом» являются военные действия. По ряду оценок, дроны Bayraktar неплохо проявили себя во время недавних военных действий в Нагорном Карабахе. Отсюда, между прочим, согласно ряду публикаций, и возникло желание Киева закупить их у Турции.
Сегодня всем ясно, что оставлять ситуацию с господством дронов ВСУ в небе над Донбассом было бы неправильно и даже крайне опасно. Каким будет ответ на сложившуюся ситуацию со стороны ЛНР и ДНР пока не известно. Равно как и каким будет ответ Москвы, поскольку речь идет о гибели в Донецке уже российских граждан.
Хотя в данной связи некоторые наблюдатели и напоминают, что впервые турецкая армия массово применила дроны Bayraktar в сирийской провинции Идлиб в 2020 году. Уже через три дня сирийские военные смогли «выключить» их с помощью систем радиоподавления. Очевидно российских. Так что, как говорится, «не говори гоп…»
Тем не менее порой возникает ощущение, что Киев в последнее время просто провоцирует Москву на решительные ответные действия. Совсем недавно, в середине октября, например, украинской стороной был похищен наблюдатель от ЛНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) Андрей Косяк. Он находился также в так называемой «серой зоне», между позициями ополчения Донбасса и ВСУ, и следил за работами по очистке дороги.
В связи с арестом наблюдателя последовало сообщение, что Косяк является гражданином РФ. Провокация? Безусловно, да. Тем более, что вскоре появилось его фото, сидящего в яме, со связанными руками и завязанными глазами.
И сейчас – новая провокация. Обстрел мирных населенных пунктов Донбасса, в том числе с беспилотника. Для чего все это? Вероятно все происходящее можно связать сразу с рядом последних событий.
Первое из них, на мой взгляд, это последствие недавнего визита в Киев Ллойда Остина. Его мощная фигура явно контрастировала недавно на телеэкранах с невысокой фигурой президента Украины Владимира Зеленского, с которым он стоял рядом на фотосессии для журналистов после окончания переговоров.
Нельзя исключить, что Зеленский получил от американского министра какое-то благословение на «решительные действия» против России. Или, что также может быть, ему показалось, что получил.
А такие решительные действия кое-кому в Вашингтоне, да и в том же Киеве, сейчас могут показаться довольно соблазнительными. Нужна провокация. С тем, чтобы Москва жестко на нее ответила. И тогда, уже базировавшись на этот ответ, можно вести разговор и о новых санкциях Запада против России. В сегодняшних условиях прежде всего против начала работы газопровода «Северный поток – 2».
Сторонников таких санкций на Западе сегодня очень много. Им только дай для этого повод. А что может быть лучше обострения ситуации на Украине? Лучше «новой агрессии» России? Здесь даже не так уж и важно, кто на самом деле начал военные действия. Остается немного – спровоцировать Москву на решительные действия на Донбассе.
Понимают в Киеве возможные опасные последствия своих провокаций? Безусловно не могут не понимать. Однако, судя по всему, украинское правительство и президента сложившаяся ситуация сильно прижала. Рейтинги властей серьезно падают. Впереди зима, а топить дома нечем. Газа нет. Цены растут. Народ ропщет. Число недовольных растет. Того и гляди, начнется новый Майдан. А его страна уже точно не переживет. Все может рухнуть.
В данных условиях надо решаться на какие-то жесткие шаги. На такие, когда можно бросить кличь населению, что «Украина в опасности». Можно ввести чрезвычайное положение. И, конечно же, обратиться к Западу за помощью. Дескать, спасайте. Возможно, что и не бросят, помогут «выплыть»? То есть Киев идет «ва-банк»?
Только не приведет ли возможная новая украинская авантюра опять к «котлам», типа Иловайска или Дебальцево? А возможно, что и к потере Киевом новых территорий? То есть, как гласит пословица, «не буди Лихо, пока оно тихо…»
А вы что думаете по этому поводу?