#вторая мировая война #легкий крейсер #британский флот #история
История любого британского легкого крейсера построенного в 30-х годах двадцатого века будет связанна с двумя договорами об ограничении строительства военно-морских сил, их было два - первый Лондонский 1930 года и второй Лондонский 1936 года. Легкий крейсер "Тринидад" и его собратья были результатом второго Лондонского договора. У англичан в легких крейсерах этого периода все достаточно запутано, во всех этих типах и подтипах, да и внешне эти корабли очень схожи. Так "Тринидад" относился к типу "Фиджи", который являлся подтипом обозначавшим первую серию кораблей основного типа "Colony". Итоги второго Лондонского договора были более чем скромные, Британия и США затевали все это для обуздания Японии, но у них так ничего толком и не вышло. Все чего удалось добиться Британии - это запрет на строительство тяжелых крейсеров до 1942 года и разрешение иметь в составе флота неограниченное число легких крейсеров стандартным водоизмещением до 8000 тонн, ими и стали крейсера типа "Colony".
За основу при разработке нового типа легких крейсеров взяли проект легкого крейсера типа "Саутгемптон", по сути его надо было вписать в стандартное водоизмещение уменьшенное на 1000 тонн, чтобы новый крейсер соответствовал условиям нового договора. То есть получить из легкого крейсера чуть более легкий. Встал вопрос - что резать будем? Первым отрезали 10 метров от корпуса по длине, получилось это благодаря более плотной компоновке. В итоге длина наибольшая составила 169 метров, ширина 18,9 метра. Главный калибр и остальное вооружение было сказано сохранить любой ценой и ценой этой стало урезание мощности энергетической установки, плюс ослабление бронирования. В целях недопущения сильного падения скорости применили транцевую корму. Но помимо урезаний были и плюсы, меньшая длина позволила закрыть броней погреба главного калибра почти полностью, а броневая палуба по итогу вышла даже толще чем у прототипа. Усекновение энергетической установки было решено компенсировать более высокими параметрами пара, четыре турбозубчатых агрегата Парсонса позволили достигать скорости в 30 узлов с небольшим хвостиком. На экономическом ходу в 16 узлов крейсера могли пройти 5700 миль. Не смотря на все ухищрения стандартное водоизмещение выехало за пределы желаемых 8000 тонн сначала на 170, а потом и на все 630 тонн, но к тому моменту это уже не было критично.
Закладка "Тринидада" состоялась 21 апреля 1938 года, спустили на воду его 21 марта 1940. Всего в серии было восемь крейсеров, он был пятым по счету. В строй крейсер вошел 14 октября 1941 года, вторая мировая уже бушевала во всю. Стандартное водоизмещение у "Тринидада" намерили в 8530 тонн, полное составило 10450 тонн. Скорость полного ходя заявили в 32 узла, зато экономическую опустили до 13 узлов, для дальности в 6520 миль. Состав вооружения крейсера как и у всей серии состоял из двенадцати орудий калибра 152 миллиметра в четырех трехорудийных башнях, четыре сдвоенных установки орудий в 102 миллиметров. Зенитное вооружение состояло из двух счетверенных 40 миллиметровых автоматических пушек и четырех счетверенных пулеметных установок калибром 12,7 миллиметров, торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных аппаратов калибра 533 миллиметра, пуск торпеды из одного из них станет для крейсера причиной больших бед, но все по порядку.
Короткая жизнь "Тринидада" прошла в водах северной Атлантики и морях Северного Ледовитого океана. К тому моменту основные надводные силы германского флота перешли в Норвегию, чтобы препятствовать доставке помощи в СССР, которую осуществляли северные конвои союзников. Первым конвоем который сопровождал "Тринидад" стал PQ-8, который вышел в путь 10 января 1942 года, этот конвой был атакован германской подводной лодкой U-454, единственной сумевшей его найти. Атака закончилась повреждением одного транспорта и гибелью британского эскадренного миноносца "Матабеле", "Тринидад" повреждений в том походе не имел. Затем он отправился из Мурманска назад с обратным конвоем QP-6, дошел до места так же без особых происшествий. С 10 февраля его поставили в так называемый Черный патруль, в котором пробыл до 25 февраля. Затем было еще несколько патрульных операций и наконец 23 марта 1942 года "Тринидад" был назначен в эскорт конвоя PQ-13, вместе с ним были два эсминца "Eclipse" и "Fury". По началу шторм разбросал корабли конвоя, но к 24 марта их удалось собрать вновь. И вот 29 марта конвой подвергся атаке трех германских миноносцев из шестой флотили, базировавшейся в Норвегии. В первой фазе боя "Тринидад" не участвовал, он подоспел позже, когда германские эсминцы Z-24, Z-25 и Z-26, внезапно атаковав уже сумели повредить транспорт "Bateau". Своим огнем "Тринидад" в одно накрытие отправил на дно Z-26, а дальше что пошло не так. Зачем на крейсере
решили применить торпеду не совсем понятно, но именно она из-за своего дефекта, описав дугу вернулась и поразила "Тринидад" в левый борт, в районе между носовыми башнями и надстройкой. В результате подрыва в переднее котельное отделение стала поступать не только вода но и мазут из разрушенных магистралей, который еще и загорелся. Совладать с пожаром "Тринидад" смог, а вот дать ход нет, в итоге его взяли на буксир тральщик и два эсминца, они и дотащили поврежденный крейсер до Мурманска.
Ремонтная база Мурманского порта выполнить полноценный ремонт не позволяла, ремонт был временный, грубо говоря заделали пробоину. Операция по доставке покалеченного крейсера предполагала выход 13 мая в сопровождении четырех эсминцев, поскольку исправным на "Тринидаде" было только одно котельное отделение более 20 узлов он дать не мог. Предполагалось, что западнее острова Медвежий всю эту процессию прикроют уже четыре легких крейсера, но до них они так и не добрались. Уже на следующий день 14 мая "Тринидад" с его эскортом засекли немцы, несколько атак германской авиации поставили крест на надежде дотянуть "Тринидад" до дома. Попадания в носовую оконечность по факту вновь вскрыли заделанную пробоину и вызвали многочисленный очаги пожаров, вскоре контроль над пожарами был утерян и было принято решение оставить крейсер. Эсминцы эскорта приняли на себя остатки экипажа и добили раненый крейсер тремя торпедами. 15 мая 1942 года в Баренцевом море, "Тринидад" затонул в точке с координатами 73 градуса 37 минут северной широты и 23 градуса 27 минут восточной долготы.