В жизни был такой опыт - практика в коррекционной школе 8 вида. Там обучают детей, имеющих глубокую умственную отсталость. Интеллект снижен настолько, что они получают академические знания в самом малом объеме. Непривычно видеть, как детям 10 лет учитель объясняет основы математики, которые обычно постигают в детском саду: два плюс два будет четыре. Эти нарушения развития необратимы, сверстников им не догнать. В лучшем случае во взрослой жизни будут заниматься малоквалифицированным трудом.
Школа очень понравилась. Большие светлые кабинеты в ярких картинках пособий, приветливые педагоги, веселые дети. На тех уроках, что мы посетили, в классе занимались не более четырех учеников. Все коридоры, все стены - выставки. Великолепные поделки и изделия, которые выполнили сами учащиеся. В просторных мастерских они учатся и шить, и строгать. Домашняя и очень душевная атмосфера. И вот познакомились с одним ребенком. Уже заканчивает обучение, рослый симпатичный парень. Задали несколько вопросов о школе. Его ответы были вполне осмысленными, но отношение к нам, студентам, удивило. Высокомерное, пренебрежительное, очень самоуверенное. А ведь мы получали второе высшее. С молодым человеком общались женщины и мужчины 30-40 лет. И вот что нам позже объяснил куратор практики.
Дети с нарушениями интеллекта часто ведут себя неадекватно в межличностном общении. Они крайне уверены в себе. Не допускают и тени сомнения, что чего-то не знают, в чем-то не разбираются. Просто не способны в себе и своей позиции сомневаться. Такая вот черта личности. Со-мнение - это возможность держать в голове сразу несколько разных мнений, смотреть на проблему с разных точек зрения. Сравнивать их, анализировать. Сомневаться, особенно в себе, тяжело и энергетически затратно. Лишенный единого образа, отраженный десятком зеркал, человек переживает печаль, боль, безнадежность, тревогу. И снова отражает себя - слабого и сомневающегося, усиливая тем самым свои страдания. Видит, что мнения разные, потому не уверен, что прав. А раз может быть не прав - ещё более не уверен.
Поэтому и возникает страх ошибки. Человек понимает, что мало понимает. Страх показывает нам границу того, что мы знаем и с чем можем справиться. Вышли за неё - испугались. Для нашего выживания это необходимо. Как только психически здоровый человек оказывается в новой ситуации, где нет опоры на личный опыт, то испытает тревогу. И так может быть, и эдак, и вот эдак. Как же лучше? Ему страшно ошибиться. Он напрягает интеллектуальные ресурсы, ищет совета у бывалых, пробует по чуть-чуть, смотрит на других. Он делает всё, что бы множество мнений сошлись в одно, чтобы страх исчез. Учится новому, пробует, и только потом действует. Если интеллект снижен, то сомнений быть не может. Человек во всем уверен и свысока смотрит на остальных, постоянно сомневающихся.