Я писала про принятие и непринятие аутизма. Тема, на самом деле, мне абсолютно не интересная, потому что находится в непрактической области.
Но есть другая тема, очень схожая и напрямую связанная с реальностью. И вот она меня интересует очень. Ибо последнее время всё чаще проявляется в нашей жизни.
И звучит она так: - Это болезнь или характер?
Это нормально? Или не очень?
И вот в этом я не могу разобраться и периодически впадаю в ступор. Как к этому относиться?
Примеры.
1. Григорий очень дисциплинированный человек. И главное, у него есть внутренняя дисциплина. И проявляется это в мелочах.
Например. У него есть некая еда, которую он ест раз в неделю. И он НИКОГДА не возьмёт эту еду, даже если она будет стоять у него под носом всю неделю. Он не возьмёт.
Второе. Ему не нравится делать уроки, но если он видит список заданий, то он не очень понимает, почему это мы пропускаем, а это не доделываем. И стремиться сделать всё, что есть в списке. Повторюсь, уроки он не любит, никакого интереса к ним не испытывает. Но всегда мне напоминает, если я вдруг, что пропустила, что вот это мы ещё не делали, надо сделать.
Это болезнь? Или он такой молодец, супер ответственный?
2. Григорий очень трепетно относится к личным границам других людей. К вещам других людей. Он может попросить взять, но, если ему сказали, что вот это папино, то брать не будет, будет просить, если уж очень интересно. Но сам не возьмёт.
Это болезнь? Или это он такой молодец и чувствует людей, бережёт их?
3. У Григория феноменальная память. Он помнит то, что забываю я мгновенно.
Пример. Посмотрели в кино мультик. Дома Гриша просит его скачать. Я говорю, что его нет в интернете, что скачаем через месяцы. Ровно через месяц рано утром, ещё в кровати, Гриша меня спрашивает: - Мультик скачала?
Я даже не помню, о чём он.
При этом ни разу за месяц он даже не упоминал об этом мультике.
Дополнение. Этот пункт очень сильно ударил уже по моему авторитету))) Ибо Гриша отлично понял, что мама... то ли шутит, то ли не договаривает, то ли... забывает. Забывает то, что помнит Гриша. Это оооочень ярко видно. Что моя память проигрывает его памяти даже в академических знаниях. Если Гриша что-то узнал, он запомнил. Я - нет.
Как-нибудь отдельно напишу, как мне живётся с пошатнувшимся авторитетом))) в этой области.
Но всё же. Такая память - это болезнь? Или Григорий молодец, у него суперсила?
4. Григорий не терпит... неправильности. Если у человека грязь на лице или на руке... он сделает всё возможное, чтобы человек вернулся в прежнее состояние. Найдёт салфетку или покажет, где помыться. Он физически не может смотреть на "грязного" человека. Ресница там упала, Гриша увидел, он, в худшем случае, полезет в глаз человеку, чтобы её убрать. В лучшем - скажет о реснице.
Это болезнь? Или он такой молодец, наблюдательный и заботливый?
5. И последнее, что происходит сейчас... В октябре Григорий стал... каким-то сильно жизнерадостным. Да, он уже давно не бьётся в истериках по любому поводу. Но всё же он всегда был, как сказать... сосредоточенно-грустным. В любых моментах. Даже если вокруг радость, Гриша серьёзно на всё это смотрел, словно изучал, пытался понять, что вообще происходит, почему все ржут. Я ему даже объясняла причины, почему все радуются. И тогда, только умом, как я понимаю, он тоже начинал как бы радоваться.
Очень редко на людях его отпускало и он мог открыто смеяться и веселиться. Помню даже бабушка сказала как-то этим летом: - Я первый раз вижу, как он смеётся.
Это так. Гриша вообще смеялся, но только при просмотре мультиков и не при людях. В жизни, в играх, на уроках - нет.
И вот последний месяц он начал... смеяться, радоваться, хихикать.
А я...
А я смотрю на это с ужасом.
Крыша едет? Гормональный сбой? Ухудшение? Чего с ним такое?
Наша педагог говорит, что ничего нигде не едет. Что Грише стало легче, его тело стало слушаться, теперь у него просто появилась возможность проявлять свои эмоции. А раньше такой возможности не было. Было очень тяжело просто двигаться. Как-то не до радости в таких условиях.
Дополнение. Кстати, никто не задумывался о том, что эти каменные "взрослые" выражения лиц аутичных деток, отсутствие каких либо эмоций - это не потому что они не испытывают и не умеют проявлять эмоции? А мы тут, обложившись карточками, учим их понимать и изображать эмоции. А вполне может быть, что у этих детей гипер или гиппотонус мышц лица. И их лица просто физически не могут изменяться в соответствии с тем, что они в этот момент чувствуют.
Говорю это не на пустом месте. Почти 5 месяцев я делала Грише массаж лица по инструкции нашего педагога.
И вот теперь человек стал дико жизнерадостным. И, те кто читал изменения, озвученные нашим педагогом, видели, что она дважды упоминает, что Гришино лицо изменилось, что теперь на нём можно прочесть всё.
И, как я понимаю, не потому что Гриша что-то стал чувствовать, а раньше не чувствовал. Нет. Прочесть можно, потому что чувства соединились с мышцами лица. Они же, эмоции, непроизвольно отражаются на наших лицах. И наоборот, мы долго учимся их скрывать. Дети этого не умеют.
Вот и Гриша теперь - ребёнок.
И, в принципе, наблюдения я веду уже месяц за этим процессом прихода радости в нашу жизнь, и могу согласиться. Да, Гриша радуется по делу и в приемлемой форме.
Но это на столько необычно...
Даёшь ему новое упражнение, а он не орёт на меня, что не будет, не молчит, стиснув зубы, а с улыбкой пробует, а потом смеётся радостно - получилось!!!
Этой цепочки НИКОГДА не было в нашей жизни. НИКОГДА. Всегда всё было через преодоление.
И поэтому, когда пришли нормальные реакции, я приняла их за приход безумия.
Потому что у меня и здесь возникали вопросы: - Это болезнь? Или Гриша просто вернулся в детство, которого у него никогда не было, и проживает его сейчас, год за годом, в сжатые сроки?
---
Вот это я понимаю, проблема))
Отличить проблему (болезнь) от черт характера или нового этапа развития. И случайно не начать бороться с достижениями)) А то я уже пыталась что-то делать с его хи-хиканьем. А человек просто радуется...
Ну откуда ж мне знать, что такое бывает? Что вот так, строго с начала тринадцатого года, человек из сосредоточенно-грустного может ЩЁЛК и превратиться в жизнерадостного весельчака. Я не знала. Теперь знаю.
Удачи вам, дорогие мои читатели.