27 октября 2021 г. в ТАТМЕДИА состоялась презентация анимационного ролика «Татары: единство в разнообразии»
и книги «Татары в переписях населения», подготовленных Институтом истории им.Ш.Марджани АН РТ к всероссийской переписи населения 2020 г.
Предлагаем читателям выдержки из данного издания.
Опыт статистического учета населения в России
История проведения учета населения на территории современной России восходит ко времени существования Улуса Джучи (Золотой Орды), когда с целью обложения подданных данью в 1257–1259, 1273 и 1287 гг. были проведены всеобщие переписи податного населения Монгольской империи.
В Российском государстве, которое унаследовало многие административно-управленческие традиции Золотой Орды, начало статистического учета жителей было положено в XV в., так называемыми писцовыми книгами, представляющими собой описания городов, сел и земель, а также социального состава населения и возложенных на него повинностей. Это уникальный источник о населении, населенных пунктах и особенностях административного устройства различных территорий того времени.
С середины XVII в. поземельные описания (писцовые книги) заменились подворными (переписные книги). Нововведение было связано с установлением в 1646 г. в Российском государстве новой единицы податного обложения – тяглового двора вместо земельного участка.
Подворные переписи проводились в 1646–1647, 1678–1679, 1709–1710 и 1716–1717 гг. Основным отличием подворных переписей от писцовых описаний стало отсутствие земельных описаний и представление более полных сведений о самом населении. При описании двора приводились сведения обо всем мужском населении.
Татары, в первую очередь представители служилого сословия, начинают фиксироваться в писцовых книгах при описании городов и населенных пунктов после завоевания Российским государством татарских ханств во второй половине XVI в. В этот период началось формирование этноса волго-уральских татар – ядра будущей татарской нации. В процесс его формирования включились различные этнотерриториальные группы и сословные группы татарского народа – казанские, астраханские, касимовские, мещерские, и также этнически близкие к ним группы северо-западного Приуралья.
Несмотря на то, что материалы писцовых книг не позволяют установить полную картину демографического развития татар, они являются ключевым источником по социально-экономической политике Российского государства по отношению к народам бывшего Казанского ханства.
Сопоставление данных книг по этим уездам за разные годы позволяет исследователям проанализировать динамику численности, характер расселения, социальное положение служилой части татарского населения – мурз и служилых татар.
Формирование довольно значительного по численности татарского военно-служилого контингента, в том числе из ясачных людей, являлось важной частью политики московской власти по созданию социальной опоры своей власти в Среднем Поволжье. Именно служилые татары стали здесь надежным оплотом Российского государства, как в хозяйственном, так и в военном отношениях. С этим процессом связано и зафиксированное в писцовых материалах формирование служилых «новокрещен» – особой группы населения из числа служилых татар и ясачных людей, принявших православие и получавших преференции от государства.
Из «ясачных чюваш» в «ясачные татары»
В документах учета населения второй половины XVI – второй трети XVII вв. Казанского и Свияжского уездов предки современных татар регистрировались и в категории «ясачных чюваш» или «чюваш».
В этот период она являлась социальной группой и означала тягловое население. Сам феномен объясняется тем, что в период Казанского ханства представители местной знати термином «чуваш» или «чюваш» обозначали ясачное население.
Данная категория населения исповедовала ислам и говорила на татарском языке.
В последней четверти XVII – начале XVIII вв. социальное значение данного термина постепенно нивелировалось с другими податными сословиями. В период правления Петра I жителей всех «чювашских» населенных пунктов в документах учета повсеместно регистрировали уже как «ясачных татар». С этого времени термином «ясачные чуваши» обозначали только чувашскую этническую группу тяглового сельского населения в Среднем Поволжье.
С начала XVIII в. появляются более полные данные о численности, расселении и сословном положении татарского населения Российской империи. Это было связано с введением новой формы учета, так называемых ревизий (от позднелатинского revisio – пересмотр).
Масштабные преобразования государственного управления и системы налогообложения, увеличение численности населения и рост производства в XVIII в. поставили перед российским правительством непростую задачу совершенствования системы налогового и хозяй ственного учета.
В новых условиях острая необходимость замены подворной системы учета населения на подушную возникла после переписи
1710 г. и ландратской переписи 1716–1717 гг., зафиксировавших сокращение количества дворов, как фискальных единиц. В XVIII в. оформилась новая система административно-финансового учета.
"Народ мёртвый, а плати, как за живого...": «Ревизские сказки» – не сказка, а быль.
С 1718 г. основным источником о численности и сословном составе населения Российской империи XVIII – середины XIX вв. и ее отдельных народов служат материалы ревизий или подушных переписей.
Первоочередной целью ревизий для государства являлся учет податного населения для сбора подушной подати и выполнение воинской повинности.
С этого времени переписи, фиксирующие тягловое мужское население, стали именоваться ревизиями и проводиться периодически. Единицей учета населения (вместо прежнего «двора») становится «ревизская душа», данные о которой вносились в именные списки – ревизские сказки.
Всего в России было проведено 10 ревизий (1718, 1743, 1761, 1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 гг.).
– Нет, матушка, другого рода товарец: скажите, у вас умирали крестьяне?
– Ох, батюшка, осьмнадцать человек! – сказала старуха, вздохнувши. – И умер такой всё славный народ, всё работники. После того, правда, народилось, да что в них: всё такая мелюзга; а заседатель подъехал – подать, говорит, уплачивать с души. Народ мёртвый, а плати, как за живого...
– Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?
– Кого, батюшка?
– Да вот этих-то всех, что умерли.
– Да как же уступить их?
– Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.
– Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?
Н.В.Гоголь, «Мертвые души»
В первых двух ревизиях учитывалось только мужское население и лишь с третьей переписи началась фиксация женского населения. В переписях населения регистрировалось изменение состава членов семей по сравнению с данными предыдущей ревизии.
В целом, последние ревизии, помимо наименования губернии, уезда, города или селения и времени составления «сказок», содержали в переписном листе шесть граф: 1) номер семьи по предыдущей ревизии; 2) номер по текущей ревизии; 3) имена и фамилии лиц, внесенных в список по предыдущей ревизии и прибывших после; 4) возраст записанных лиц; 5) время убытия лиц, внесенных в список по предыдущей ревизии; 6) возраст находящихся налицо.
Продолжение следует.