Найти тему

Выставка "Мечта Москвича" на ВДНХ глазами молодого поколения.

Недавно я уже рассказывал вкратце о новой экспозиции АЗЛК на ВДНХ.

Теперь хотелось бы боле подробно рассказать и показать вам, как там все устроено.

Я сам представитель молодежи, но мне всегда была интересна история. Да и в целом, я хочу заметить, что зачастую молодежь интересуется ретро - от кино и музыки, и заканчивая темой автомобилей. Что не может не радовать! Поэтому давайте узнаем, а будет ли там интересно?

И экспозиция, посвященная заводу Москвич - как раз один из примеров погрузиться в историю и получше узнать о легендарной марке.

Начинаем путешествие с великолепного павильона "Транспорт СССР", построенного в 1950-х годах. Надо заметить, что павильон здорово отреставрирован. И он отлично подходит для того, чтобы послужить домом для Москвича.

Заходим внутрь. И первое, что бросается в глаза, помимо красивых интерьеров, это инсталляция с М-400 КИМ-10 (как мне подсказали в комментариях) на самой вершине.

-3

Начинаем осмотр. Сразу на входе табличка-памятка с описанием концепции выставки.

-4

Нас ждет 4 зала. Первый - Становление героя - рассказывает о том, как зарождались первые московские автомобили, и показывает путь развития завода. Второй зал - Испытания - посвящен спортивным достижениям АЗЛК. Третий зал - Трансформация героя - рассказывает о инженерных поисках и концептах завода. И последний зал - Зал истории завода - знакомит нас с вехами истории АЗЛК, от зарождения до безвременной кончины.

Итак, поехали!

Становление героя

В первом зале, с одной стороны, мы оказываемся среди киногероев. То есть машин, подобные модели которых снимались в том или ином знаменитом советском фильме.

С другой стороны, мы знакомимся со стендами и витринами, посвященными той или иной модели или семейству, рассказывающими о разработке и других интересных подробностях.

КИМ 10-51 из фильма "Сердца Четырех" (1945)

Стенд, посвященный истории КИМ-10.

-6

За образец был взят Форд-Префект-10.

-7

Кузовные работы поначалу поручили ГАЗу, но у них не получалось обеспечить необходимую оснастку, и ее разработкой занялась американская фирма Бадд за 7.2 млн. долларов.

-8

Что понравилось, это такие вот стендики с разнообразными масштабными модельками. В данном случае, это Форд и КИМ.

-9

М-400-420 из фильма "Москва слезам не верит" (1980) (фильм удостоен премии Оскар, о чем свидетельствует тут же рядом статуэтка). Машина установлена на вращающемся подиуме и у нее работают фары!

Далее нам встречается М-401 из Политехнического музея (и поэтому препарированный на части). Подобную машину можно встретить в фильме "Осторожно, бабушка!" (1961).

М-400-422 Буратино. Потому что деревянный кузов был!

И снова стенд с историей.

-13

Не секрет, что основой для М-400 был немецкий Опель-Кадет (который утвердил лично тов. Сталин).

-14

Москвич-407! Герой кино "Зеленый огонек" (1964).

И его мотор.

История создания 407-й модели.

-17

И снова моя любимая подборка масштабных моделей!

-18

Рядом стоит редкий полноприводный М-410.

И стенд с историей его разработки.

-20

Идем дальше. Перед нами Москвич-408. Родоначальник самой легендарной модели завода. В данном случае - юбилейный (миллионный).

Встретить подобную модель можно в знаменитой комедии Гайдая "Бриллиантовая рука" (1964).

Вообще, возвращаясь к масштабным моделькам, есть даже специальные юбилейные машинки! К слову, в экспозиции нет 3- и 5-миллионных машин...

И еще один момент, 3-миллионный Москвич-2140 показан в двух вариантах окраски. То есть фактически машин было ДВЕ!

Подробнее про юбилейные Москвичи вы можете почитать у меня на канале.

И значок в честь миллионного Москвича.

-22

Двигатель М-408.

Так же в экспозиции представлена реплика (нашаманила мастерская Шаманского) опытной версии в кузове кабриолет - Москвич-турист. Реплика, так как оригинальных кузовов не сохранилось.

Стенд, посвященный модельному ряду Москвичей 408 семейства. Обратите внимание на педальный автомобильчик (который тоже выпускался на АЗЛК).

-25

И витрины с различными документами.

Снова Москвичи в миниатюре.

-27

Испытания.

Перемещаемся в соседний зал. Здесь пойдет речь о спорте (и не только о нем). И сразу на нужный настрой наводят таблички на самых разных языках, посвященные как экспорту Москвичей, так и спортивным состязаниям.

-28

И здесь же сразу стоят несколько машин.1973

Это М-412 - 2-миллионный.

На подобных машинах участвуют в ралли герои фильма "Гонщики" (1973).

Рядом стоят две модификации 412-го - универсал М-427

И между ними сиротливо проглядывает ярко-красный борт фургона М-434.

-31

Рядом расположился 4-миллионный М-2140 SL (суперлюкс).

Вся компания в сборе.

-33

И снова стенды с информацией о модернизации М-408/412 (появление М-2140)

-34

и витрины с различной мелочевкой (например, комбинация приборов от М-2140 или же разные эмблемы и шильдики).

Интересная витрина с образцами эмалей, применяемых на заводе (на примере салонных зеркал заднего вида). Не правда ли, сильно отличается от количества машин темных тонов на наших улицах? Или черные, или белые. Реже - темных оттенков других цветов (например, цвет кориандр). Ярких цветов почти нет. Ну если только Лада Веста в цвете Лайм. А так, кончено, грусть-печаль...

-36

И стенд, посвященный экспорту Москвичей и рекламt за рубежом.

-37

И снова масштабные модели - на этот раз М-2140.

-38

Теперь перейдем к спорту!

Стенды с описаниями различных соревнований, где принимали участие Москвичи.

И снова модельки! На этот раз спортивные вариации. Люблю я это дело.

-40

М-412 Ралли.

А рядом два интересных гоночных автомобиля.

Это Москвич Г-5

и Москвич Г-5М.

и спортивный мотор ГД1.

Трансформация героя

На мой взгляд, это один из самых интересных залов музея! Хоть и не так много экспонатов здесь представлено. Но зато каждый - поистине уникальный.

Поскольку каждый автомобиль здесь - опытный и построенный в единичных экземплярах.

Стенд "прототипы".

-45

Москвич 2150.

Москвич 3-5-6

Москвич С-1.

Москвич С-3

И общий вид прототипов вместе.

И их история на стенде.

И еще один интересный стенд,про сотрудничество с иностранными фирмами.

-52

Москвич-2143 Яуза

-53

Москвич-2144 Истра

-54

Москвич Арбат

-55

Стенд, посвященный работе конструкторского бюро.

И манекен для краш-тестов.

-57

Поисковые модели для нового дизайна Москвича. Ранее я их (или похожие модельки) видел в музее Индустриальной культуры. Спасли, стало быть!

-58

Или вот.

Опытный двигатель АЗЛК-21413

И еще немного самых разных масштабных моделек.

И еще стенды.

Увы, но как известно, в 90-х прототипы остались прототипами, а на конвеере в тот момент находился М-2141. И ему тоже посвящена часть экспозиции.

На витрине - модельки последних модификаций М-2141 (княжеская серия). К сожалению, ни одной подобной полноразмерной модели в музее нет.

Пишут, что все они находятся в запасниках музея Московский транспорт, и что они не понравились авторам концепции этой выставки, и поэтому их не включили в экспозицию. Хотя из песни слов не выкинешь, и это тоже история музея...

-64

Реплика номера Москвича-2141, на котором разбился Виктор Цой и рядом заметка в газете о последних днях существования завода. Невообразимый контраст, надо сказать...

-65

Там же рядом стоит красный М-2141 и играет бессмертная песня Цоя "Звезда по имени Солнце". Этот Москвич тоже редкий - с дизелем Форд. Экспортный вариант.

Рядом еще один интересный образец - автомобиль Скорой помощи Москвич-2901.

А совсем в сторонке стоит электрический пикап Москвич-2335 Е1.

И снова модельки - вариации на тему М-2141!

-69

И последний зал музея - Зал истории завода.

Последний по расположению, но не по значимости.

-70

Вспомним историю завода АЗЛК, как так вышло, что он вообще появился в Москве (тогда еще на самой окраине).

-71

Предыстория вопроса.

Завод был построен на свалке (Сукино болото).

В Москве поначалу было принято решение собирать Форды, а завод КИМ был филиалом ГАЗа. И лишь в 1939 году началась самостоятельная история завода Москвич.

И молодой завод не забывал про рабочий класс, обеспечивая ему по тем временам передовые условия работы.

Собственно, вот 2 модели Форда, собираемые в Москве и в Нижнем Новгороде - легковой Форд А

и грузовик Форд АА. Собственно, и наша "полуторка" ГАЗ-АА является лицензионной копией Форда.

Есть и некоторые интересные чертежи.

И здесь же стоит что-то в роде стеллажа. И весь он состоит из различных меток в виде дат, и из ящичков и ниш, в которых лежат разные архивные документы и вещи, связанные с Москвичом в тот или иной момент времени.

Кто читает мой канал, тот знает, что я по-особенному отношусь к последним годам жизни завода АЗЛК, поэтому вот скупые исторические факты.

В ящичках лежат разные предметы.

Есть даже стол с личными вещами главного конструктора А.Ф. Андронова.

И его цитата, как дань уважения всем тем людям, кто трудился в конструкторском отделе. Кто подарил нам все эти машины, ради которых теперь пришлось делать отдельный Музей.

-83

. . .

Что же в сухом остатке, понравилось мне или нет? Мне понравилось. Это не просто скучный музей, это музей, где проживаешь жизнь вместе с экспонатами, с историей завода. Он становится уже для тебя родным и близким, ведь ты видел его рождение, застал и смерть... И все на твоих глазах.

И смесь чувств на выходе. И грусть, и досада от того, что завода нет, и гордость за конструкторов. Но музей оставляет лучик надежды и из музея мы выходим с долей оптимизма и веры в лучшее.

Интересно ли там будет всем? Нет, всем, конечно, не будет. Любителям Тик-тока и легкого контента будет скучно, а вот тем, кому интересна история своей страны, кто интересуется автомобильной историей, те много нового для себя найдут или узнают. И молодежь я там видел, многие с интересом рассматривали витрины. Поэтому, дорогие подписчики, рекомендую посетить.

Вместо эпилога хочу привести высказывания известных в своих кругах людей про Москвич, как смысл существования этого музея. Чтобы люди помнили и не забывали. Не только сами машины, но и людей, и их труд.

Дело Москвича и его конструкторов и дизайнеров - живет!

Напоследок хочу поблагодарить всех авторов этой экспозиции, кто причастен к ее созданию.

-85

Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.