Недавно я уже рассказывал вкратце о новой экспозиции АЗЛК на ВДНХ.
Теперь хотелось бы боле подробно рассказать и показать вам, как там все устроено.
Я сам представитель молодежи, но мне всегда была интересна история. Да и в целом, я хочу заметить, что зачастую молодежь интересуется ретро - от кино и музыки, и заканчивая темой автомобилей. Что не может не радовать! Поэтому давайте узнаем, а будет ли там интересно?
И экспозиция, посвященная заводу Москвич - как раз один из примеров погрузиться в историю и получше узнать о легендарной марке.
Начинаем путешествие с великолепного павильона "Транспорт СССР", построенного в 1950-х годах. Надо заметить, что павильон здорово отреставрирован. И он отлично подходит для того, чтобы послужить домом для Москвича.
Заходим внутрь. И первое, что бросается в глаза, помимо красивых интерьеров, это инсталляция с М-400 КИМ-10 (как мне подсказали в комментариях) на самой вершине.
Начинаем осмотр. Сразу на входе табличка-памятка с описанием концепции выставки.
Нас ждет 4 зала. Первый - Становление героя - рассказывает о том, как зарождались первые московские автомобили, и показывает путь развития завода. Второй зал - Испытания - посвящен спортивным достижениям АЗЛК. Третий зал - Трансформация героя - рассказывает о инженерных поисках и концептах завода. И последний зал - Зал истории завода - знакомит нас с вехами истории АЗЛК, от зарождения до безвременной кончины.
Итак, поехали!
Становление героя
В первом зале, с одной стороны, мы оказываемся среди киногероев. То есть машин, подобные модели которых снимались в том или ином знаменитом советском фильме.
С другой стороны, мы знакомимся со стендами и витринами, посвященными той или иной модели или семейству, рассказывающими о разработке и других интересных подробностях.
КИМ 10-51 из фильма "Сердца Четырех" (1945)
Стенд, посвященный истории КИМ-10.
За образец был взят Форд-Префект-10.
Кузовные работы поначалу поручили ГАЗу, но у них не получалось обеспечить необходимую оснастку, и ее разработкой занялась американская фирма Бадд за 7.2 млн. долларов.
Что понравилось, это такие вот стендики с разнообразными масштабными модельками. В данном случае, это Форд и КИМ.
М-400-420 из фильма "Москва слезам не верит" (1980) (фильм удостоен премии Оскар, о чем свидетельствует тут же рядом статуэтка). Машина установлена на вращающемся подиуме и у нее работают фары!
Далее нам встречается М-401 из Политехнического музея (и поэтому препарированный на части). Подобную машину можно встретить в фильме "Осторожно, бабушка!" (1961).
М-400-422 Буратино. Потому что деревянный кузов был!
И снова стенд с историей.
Не секрет, что основой для М-400 был немецкий Опель-Кадет (который утвердил лично тов. Сталин).
Москвич-407! Герой кино "Зеленый огонек" (1964).
И его мотор.
История создания 407-й модели.
И снова моя любимая подборка масштабных моделей!
Рядом стоит редкий полноприводный М-410.
И стенд с историей его разработки.
Идем дальше. Перед нами Москвич-408. Родоначальник самой легендарной модели завода. В данном случае - юбилейный (миллионный).
Встретить подобную модель можно в знаменитой комедии Гайдая "Бриллиантовая рука" (1964).
Вообще, возвращаясь к масштабным моделькам, есть даже специальные юбилейные машинки! К слову, в экспозиции нет 3- и 5-миллионных машин...
И еще один момент, 3-миллионный Москвич-2140 показан в двух вариантах окраски. То есть фактически машин было ДВЕ!
Подробнее про юбилейные Москвичи вы можете почитать у меня на канале.
И значок в честь миллионного Москвича.
Двигатель М-408.
Так же в экспозиции представлена реплика (нашаманила мастерская Шаманского) опытной версии в кузове кабриолет - Москвич-турист. Реплика, так как оригинальных кузовов не сохранилось.
Стенд, посвященный модельному ряду Москвичей 408 семейства. Обратите внимание на педальный автомобильчик (который тоже выпускался на АЗЛК).
И витрины с различными документами.
Снова Москвичи в миниатюре.
Испытания.
Перемещаемся в соседний зал. Здесь пойдет речь о спорте (и не только о нем). И сразу на нужный настрой наводят таблички на самых разных языках, посвященные как экспорту Москвичей, так и спортивным состязаниям.
И здесь же сразу стоят несколько машин.1973
Это М-412 - 2-миллионный.
На подобных машинах участвуют в ралли герои фильма "Гонщики" (1973).
Рядом стоят две модификации 412-го - универсал М-427
И между ними сиротливо проглядывает ярко-красный борт фургона М-434.
Рядом расположился 4-миллионный М-2140 SL (суперлюкс).
Вся компания в сборе.
И снова стенды с информацией о модернизации М-408/412 (появление М-2140)
и витрины с различной мелочевкой (например, комбинация приборов от М-2140 или же разные эмблемы и шильдики).
Интересная витрина с образцами эмалей, применяемых на заводе (на примере салонных зеркал заднего вида). Не правда ли, сильно отличается от количества машин темных тонов на наших улицах? Или черные, или белые. Реже - темных оттенков других цветов (например, цвет кориандр). Ярких цветов почти нет. Ну если только Лада Веста в цвете Лайм. А так, кончено, грусть-печаль...
И стенд, посвященный экспорту Москвичей и рекламt за рубежом.
И снова масштабные модели - на этот раз М-2140.
Теперь перейдем к спорту!
Стенды с описаниями различных соревнований, где принимали участие Москвичи.
И снова модельки! На этот раз спортивные вариации. Люблю я это дело.
М-412 Ралли.
А рядом два интересных гоночных автомобиля.
Это Москвич Г-5
и Москвич Г-5М.
и спортивный мотор ГД1.
Трансформация героя
На мой взгляд, это один из самых интересных залов музея! Хоть и не так много экспонатов здесь представлено. Но зато каждый - поистине уникальный.
Поскольку каждый автомобиль здесь - опытный и построенный в единичных экземплярах.
Стенд "прототипы".
Москвич 2150.
Москвич 3-5-6
Москвич С-1.
Москвич С-3
И общий вид прототипов вместе.
И их история на стенде.
И еще один интересный стенд,про сотрудничество с иностранными фирмами.
Москвич-2143 Яуза
Москвич-2144 Истра
Москвич Арбат
Стенд, посвященный работе конструкторского бюро.
И манекен для краш-тестов.
Поисковые модели для нового дизайна Москвича. Ранее я их (или похожие модельки) видел в музее Индустриальной культуры. Спасли, стало быть!
Или вот.
Опытный двигатель АЗЛК-21413
И еще немного самых разных масштабных моделек.
И еще стенды.
Увы, но как известно, в 90-х прототипы остались прототипами, а на конвеере в тот момент находился М-2141. И ему тоже посвящена часть экспозиции.
На витрине - модельки последних модификаций М-2141 (княжеская серия). К сожалению, ни одной подобной полноразмерной модели в музее нет.
Пишут, что все они находятся в запасниках музея Московский транспорт, и что они не понравились авторам концепции этой выставки, и поэтому их не включили в экспозицию. Хотя из песни слов не выкинешь, и это тоже история музея...
Реплика номера Москвича-2141, на котором разбился Виктор Цой и рядом заметка в газете о последних днях существования завода. Невообразимый контраст, надо сказать...
Там же рядом стоит красный М-2141 и играет бессмертная песня Цоя "Звезда по имени Солнце". Этот Москвич тоже редкий - с дизелем Форд. Экспортный вариант.
Рядом еще один интересный образец - автомобиль Скорой помощи Москвич-2901.
А совсем в сторонке стоит электрический пикап Москвич-2335 Е1.
И снова модельки - вариации на тему М-2141!
И последний зал музея - Зал истории завода.
Последний по расположению, но не по значимости.
Вспомним историю завода АЗЛК, как так вышло, что он вообще появился в Москве (тогда еще на самой окраине).
Предыстория вопроса.
Завод был построен на свалке (Сукино болото).
В Москве поначалу было принято решение собирать Форды, а завод КИМ был филиалом ГАЗа. И лишь в 1939 году началась самостоятельная история завода Москвич.
И молодой завод не забывал про рабочий класс, обеспечивая ему по тем временам передовые условия работы.
Собственно, вот 2 модели Форда, собираемые в Москве и в Нижнем Новгороде - легковой Форд А
и грузовик Форд АА. Собственно, и наша "полуторка" ГАЗ-АА является лицензионной копией Форда.
Есть и некоторые интересные чертежи.
И здесь же стоит что-то в роде стеллажа. И весь он состоит из различных меток в виде дат, и из ящичков и ниш, в которых лежат разные архивные документы и вещи, связанные с Москвичом в тот или иной момент времени.
Кто читает мой канал, тот знает, что я по-особенному отношусь к последним годам жизни завода АЗЛК, поэтому вот скупые исторические факты.
В ящичках лежат разные предметы.
Есть даже стол с личными вещами главного конструктора А.Ф. Андронова.
И его цитата, как дань уважения всем тем людям, кто трудился в конструкторском отделе. Кто подарил нам все эти машины, ради которых теперь пришлось делать отдельный Музей.
. . .
Что же в сухом остатке, понравилось мне или нет? Мне понравилось. Это не просто скучный музей, это музей, где проживаешь жизнь вместе с экспонатами, с историей завода. Он становится уже для тебя родным и близким, ведь ты видел его рождение, застал и смерть... И все на твоих глазах.
И смесь чувств на выходе. И грусть, и досада от того, что завода нет, и гордость за конструкторов. Но музей оставляет лучик надежды и из музея мы выходим с долей оптимизма и веры в лучшее.
Интересно ли там будет всем? Нет, всем, конечно, не будет. Любителям Тик-тока и легкого контента будет скучно, а вот тем, кому интересна история своей страны, кто интересуется автомобильной историей, те много нового для себя найдут или узнают. И молодежь я там видел, многие с интересом рассматривали витрины. Поэтому, дорогие подписчики, рекомендую посетить.
Вместо эпилога хочу привести высказывания известных в своих кругах людей про Москвич, как смысл существования этого музея. Чтобы люди помнили и не забывали. Не только сами машины, но и людей, и их труд.
Дело Москвича и его конструкторов и дизайнеров - живет!
Напоследок хочу поблагодарить всех авторов этой экспозиции, кто причастен к ее созданию.
Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.