Найти тему
Друг Народа

Сбылись ли пророчества Герберта Уэллса в его «Войне в воздухе»

В 1907 г. английский писатель-фантаст Герберт Уэллс написал, а в 1908 г. опубликовал роман утопию «Война в воздухе» о мировой войне с использованием воздушных флотов. Картина новой войны поразила современников своими масштабами. Прошло более 100 лет, случилось две мировых войны, да и боевые действия в воздухе стали реальностью. Но так ли хорошо предсказал великий фантаст будущее? Рассмотрим его концепцию и сверим ее с реальностью.

Обложка советского издания. Фото из открытых источников
Обложка советского издания. Фото из открытых источников

Концепция боевых действий романа, сводится к следующему - автор утверждает, что в будущем война будет вестись фактически только эскадрами летательных аппаратов. По ходу повествования романа немецкая первая эскадра, состоящая из дирижаблей и «летающих змеев» («драхенфлигеров») сначала атаковала американский морской флот, а потом зависла над Нью-Йорком и разбомбила его, после чего Нью-Йорк капитулировал. Причем автор считал, что воздушный флот из дирижаблей может автономно находиться над территорией противника, изредка спускаясь за газом, углем и прочими припасами. Из сложностей такого «висения» над врагом Уэллс описал, как сильный ветер затруднил удержание дирижаблей на одном месте.

История Первой, Второй мировой войн и последующих конфликтов опровергла эту картину воздушной войны - никогда не удавалось создать на длительное время базу на территории врага для постоянного нахождения. Разве что временные аэродромы наподобие немецких аэродромов подскока в Мурманской области для охоты за конвоями или же вертолетные аэродромы для операций спецназа. Если еду можно конфисковать у аборигенов и даже авиационное топливо можно теоретически захватить в качестве трофеев, то авиационные бомбы можно восполнить только со своей территории, т. к. трофейные не будут подходить по типу и размерам. Например, немецкие дирижабли времен Первой Мировой войны имели бомбовую нагрузку до 3 тонн, т. е. могли нести 10 штук 300 кг бомб или 30 штук 100 кг. Поэтому и в годы Первой Мировой войны, и сейчас бомбардировщики после нанесения бомбового удара спешат на свою базу для загрузки новыми бомбами, а не бесконечно кружат над территорией, выискивая новые цели.

В то же время автор романа верно указал, что экипажей воздушного флота, каким бы большим он не был, не хватит для оккупации вражеской территории. Это, собственно и подтвердилось в ХХ веке. Поэтому китайцы и японцы, по действию романа, использовали свои летательные аппараты для массового десанта - они перебросили в США 1 млн. своих сухопутных солдат. Тут Уэллс напророчил создание десанта, правда, он используется в гораздо меньших масштабах - для локальных операций, а не для стратегического наступления и захвата целой страны.

Иллюстрация к роману «Война в воздухе». Фото из открытых источников
Иллюстрация к роману «Война в воздухе». Фото из открытых источников

Рассмотрим описание собственно летательных аппаратов. У немцев это были дирижабли и драхенфлигеры (некие одноместные планеры), у американцев же самолеты по типу самолета братьев Райт, а у японцев и китайцев - летательные аппараты с мотоциклетными двигателями и крыльями, которые работали как птичьи. Автор указал, что у летчиков слабовато было с вооружением - пилоты одноместных летательных аппаратов были вооружены даже не пулеметами, а магазинными винтовками, из которых стреляли с рук. Даже дирижабли были вооружены не пулеметами, а одной пушкой, при этом остальное вооружение было у команды (винтовки). Это довольно странно, т. к. первые пулеметы были применены уже в годы Русско-японской войны в 1904-1905 гг. и автор романа, который был написан в 1907 г. должен был слышать об их эффективности. Стоит отметить, что реальные боевые цеппелины в годы Первой Мировой войны были вооружены до 8 пулеметами.

Автор указывает, что т. к. на летательных аппаратах практически не было бортового вооружения, то бой самолетов против дирижаблей был затруднен, дело доходило даже до того, что летчики самолетов высаживались на дирижаблях и пытались захватить их на абордаж. Видимо это аналогия морских сражений. Также и то, что у немцев имелся большой дирижабль - флагман, где находился командующий всем флотом.

Про сами летательные аппараты тяжелее воздуха у автора вообще забавно - оказалось, что, во-первых, летательные аппараты азиатов существенно отличаются от европейских (другой принцип действия), а во-вторых, их легко собрать, т. к. они из «г…вна и палок».

Разность летательных аппаратов автор объяснил большой секретностью разработок, хотя по сути таковой в реальном мире не наблюдалось. До Первой Мировой войны авиаторы разных стран устраивали выставки и полеты, где можно было ознакомиться с новинками и принципами работы самолетов и дирижаблей разных систем. Да и сейчас устраиваются авиашоу и имеются статьи, где можно почерпнуть общие сведения о самолетах разных стран. Поэтому самолеты всех стран работают по одинаковому принципу, хотя и отличаются в мелочах.

Насчет легкости производства аэропланов - история показывает, что с годами самолеты все сложнее и количество стран, которые могут разрабатывать современную авиацию, неуклонно снижается. У автора же собственные аэропланы собирали даже в Ираке. Даже интересно, что у Уэллса азиатские аэропланы лучше немецких и американских, что не подтверждается реальной историей 20 века.

Иллюстрация к роману «Война в воздухе». Фото из открытых источников
Иллюстрация к роману «Война в воздухе». Фото из открытых источников

Уэллс угадал отсутствие средств ПВО на первых порах - в его романе американцам пришлось устанавливать морские орудия для защиты Нью-Йорка, который все равно был разбомблен.

Изюминкой действий летчиков оказалась их использование как пехоты. В романе описано, как азиатские (японцы и китайцы) летчики спускались на своих летательных аппаратах (даже одноместных) и участвовали как простая пехота в боях, а также нарушили коммуникации. Довольно забавное использование обученных специалистов-летчиков. Странно, что Уэллс до такого додумался, ведь если они будут убиты на земле, то их аппараты достанутся врагу целыми. В годы Второй Мировой войны и после спасение сбитого летчика было, например, у американцев - целой операцией с задействованием нескольких самолетов и вертолетов.

Иллюстрация к роману «Война в воздухе». Фото из открытых источников
Иллюстрация к роману «Война в воздухе». Фото из открытых источников

Еще необычное предсказание про ход самой войны - все воюют против всех. Германцы напали на США и тут же объединенные азиаты напали и на США, и на немцев, которые уже вторглись в США. Довольно необычная ситуация, которая не повторялась во время войн 20 века по самой простой причине - война стоит очень дорого, а риск проиграть большой, поэтому любая страна будет себе искать самых экзотических союзников, лишь бы усилиться. Это можно проследить на том, как в годы Второй Мировой войны Германия заключила союз с далекой Японией, а СССР с США и Англией, хотя между этими странами были значительные противоречия. Поэтому предсказание автора в корне неверно. Еще автор в своем романе упомянул, что Швейцария тоже вступила в войну, что оказалось совсем не верно.

Иллюстрация к роману «Война в воздухе». Фото из открытых источников
Иллюстрация к роману «Война в воздухе». Фото из открытых источников

Далее рассмотрим, что пророчил Уэллс как спутников мировой войны - некая моровая язва, голод в разбомбленных городах, падение правительств, восстание колоний, безработица, распад всех стран на области, т. к. нарушалось централизованное управление из-за уничтожения всех столиц. С голодом и болезнями Уэллс частично угадал, а вот с безработицей отнюдь. Как раз наоборот, безработица настает, когда кончаются крупные войны и рабочим прекращают платить «военную зарплату». Никакой паники или распада стран не наблюдался ни во время бомбардировок Лондона, ни во время бомбардировок Германии в годы Второй Мировой войны. Наоборот, наблюдалось сплочение народа против общего врага. Да и никаких восстаний в колониях тоже во время мировых войн не наблюдалось - все держалось под контролем. Предсказания Уэллса можно было бы применить к атомной войне, но проверить невозможно, т. к. ее еще не было.

Итак, можно подвести итоги - автор действительно предсказал возможность мировой войны и использование авиации, однако во многих деталях и даже ходе войны очень он сильно ошибся.

Иллюстрация к роману «Война в воздухе». Фото из открытых источников
Иллюстрация к роману «Война в воздухе». Фото из открытых источников

#фантастика

#герберт уэллс

#авиация

#дирижабль