В 60-х годах советская автопромышленность переживала далеко не лучший период. Особенно, на то время, был острый дефицит малотоннажной транспортной техники, в которой нуждались небольшие хозяйства.
Единственной альтернативой считались грузовые мотороллеры типа «Муравей», но грузоподъемность этих малюток оставалась крайне мала.
Заполнить эту практически пустую нишу, решился эстонский конструктор любитель - Роман Бергелов, разработавший уникальный в своем роде мини грузовичок.
Этот аппарат мог на достойном уровне обслуживать мелкие народные хозяйства, поскольку его грузоподъемность составляла 500 кг.
Первый образец специалист со своими эстонскими товарищами собрал в 1965 году, из подручных материалов. Машину назвали «ЭТ-500». Цифра в названии соответствовала индексу грузоподъемности этого малтоннажника.
При этом проект эстонцев сразу вошел в историю советского автопрома, как первый автомобиль переднеприводной компоновки.
Год спустя, Беркелов с командой энтузиастов, создают улучшенную версию, грузовичка, который на этот раз мог перевозить до 600 кг груза. Соответственно, внесли коррективы и в название, теперь преобразованное в «ЭТ-600».
На новый грузовик умельцы поставили модифицированный движок, актуального на то время горбатого запорожца – ЗАЗ 966А. Этот мотор, развивал всего 30 лошадок. Впрочем, для грузовика таких малых габаритов этой мощности вполне хватило.
Грузовичок мог развивать скорость до 84 км/ч, а расход топлива был вполне демократичным: 9,5 л. на 100 км в городских условия и 6,7 л. уходило после сотни пробега при загородных поездках.
Рулевой механизм взяли у «Москвича 408». Та же модель поделилась тормозами и колесами.
Эстонские умельцы оснастили машинку легкой, стеклопластиковой, бескапотной, двухместной кабиной, весом 40 кг, которая после откручивания всего двух болтов, откидывалась назад, предоставляя водителю удобный доступ к двигателю.
Раму грузовичка собирали из профильных металлических труб. Борта кузова также сделали металлическим, а настил оббили досками.
Начиная с 1967 по 1970, машина проходила ездовые испытания. В общей сложности опытный образец «ЭТ-600» успешно преодолел более 20 000 км по дорогам Москвы и горных серпантинов Крыма.
После удачных испытаний, умельцы эстонской автобазы, во главе с Бергеловым, произвели серию из 40 мини грузовиков «ЭТ-600», которые сразу пошли в эксплуатацию в качестве ТС для развозки товаров по небольшим магазинам.
Советские водители, которым посчастливилось управлять «ЭТ-600», хвалили маневренность грузовичка, неприхотливость в обслуживании и другие положительные аспекты.
Учитывая тогдашний дефицит подобной техники, машинка действительно могла стать флагманской в своем сегменте, принести славу команде разработчиков, а также претендовать на дальнейшее финансирование крупного серийного производства.
В дело вмешался случай в виде импортированных из подконтрольной советскому блоку ГДР, аналогичных по классу, но более продвинутых грузовиков - Multicar, которые смогли быстро вытеснить эстонские аппараты.
Таким образом, после выпуска небольшой партии «ЭТ-600», в начале 70-х проект свернули и, к сожалению, эта довольно перспективная версия грузовиков навсегда ушла в забвение.
Сегодня, мало кто знает о существовании, эстонских мини грузовиков «ЭТ». Тем не менее, машины оставили ощутимый след в истории советского автопрома, поскольку на них, впервые в союзе применили полный привод.
При этом следующий совковый полноприводный автомобиль - ВАЗ-2108, вышел лишь через 20 лет, после «ЭТ-600».
А что ты знаешь про грузовичок ЭТ-600? Поделись в комментариях