Найти тему
Дестрой

Заброшенная в Арктике позиция 100-мм береговой батареи №195 на острове Кильдин

Сегодня мы расскажем про береговую батарею №195, построенную в Арктике на острове Кильдин в 1939 г. и имевшую на вооружении четыре 100-мм орудия Б-24БМ.

-2

После окончания Советско-финляндской войны в СССР остро встал вопрос о дополнительном укреплении береговой обороны. Так во время посещения острова Кильдин Флагманом Флота 2 ранга Н. Г. Кузнецовым, ставшим в 1939 г. Народным Комиссаром Военно-Морского Флота СССР, было принято решение о строительстве в западной части острова на мысе Бык береговой артиллерийской батареи открытого типа.

Строительные работы под руководством военного инженера-лейтенанта Эристова и политрука Огнева были выполнены в кратчайшее время и уже в том же году береговая батарея №195 была достроена, имея на вооружении четыре 100-мм орудия Б-24БМ в щитовых установках. За оперативность в выполнении работ 37 человек были поощрены денежной премией.

А приказом Командующего Северным Флотом №00239 от 3 сентября 1939 г. на основании приказа Народного Комиссара ВМФ СССР № 0091 от 1 августа 1939 г., береговая батарея №195 вошла в состав 2-го отдельного артиллерийского дивизиона в.ч. 36188 Мурманского Укреплённого Района.

Так уже к началу Великой Отечественной Войны эта батарея была в строю, защищая от бронекатеров и кораблей подходы к Кольскому заливу, где располагалась Главная База Северного флота и вход в пролив Кильдинская Салма.

О эффективности данной батареи судить сложно, т.к. единственным, найденным нами в интернете упоминанием о её достижениях, является короткая заметка о том, что 10 февраля 1942 г. часовой батареи в 200 метрах с юга от берега заметил перископ подводной лодки противника, после чего батарея была приведена в боевую готовность, но огонь так и не открыла.

В марте 1942 г. с батареи было демонтировано одно орудие, которым во время капитального ремонта заменили 102-мм орудие на сторожевом корабле СКР типа "Ураган".

После окончания войны необходимость в батарее отпала и она была законсервирована, а впоследствии разоружена.

-3

Ну а теперь давайте прогуляемся на батарею по старой дороге идущей вдоль побережья.

-4

По пути к батарее мы встречаем первый снарядный погреб. Что странно, вход в него выполнен с открытой для огня противника стороны, да и расположен он как-то странно из за рельефа. Обычно погреба выносились в тыл за позицию батареи, а здесь же сразу от прибрежной полосы начинается высокая сопка.

-5

На входе в него сохранилась старая клёпанная бронедверь.

-6

За ней небольшой тамбур с комнаткой для инвентаря.

-7

И слева большой зал для размещения боезапаса.

-8

Дальше по дороге в 300 метрах располагался второй погреб боезапаса. Видимо он был расходным.

-9

Погреб устроен аналогично предыдущему.

-10

С точно таким же залом.

-11

Ещё в 175 метрах от второго погреба располагались орудийные дворики самой батареи.

-12

Они были построены в упрощённом варианте без каких-либо крытых галерей. В брустверах каждого дворика располагались лишь небольшие помещения расходного боезапаса с окнами подачи снарядов.

-13

В двориках сохранились закладные плиты с шпильками для крепления оснований орудий.

-14

Сами орудия выглядели так.

-15

Ещё один дворик.

-16

Самый ближний к обрыву.

-17

Вход в нишу расходного боекомплекта.

-18
-19

И вид на все дворики, которые не влезают в кадр т.к. расположены уступами в виде ступеней.

-20

В стороне на удалении в 250 метров вынесен командно-наблюдательный пункт батареи.

-21

Он построен посреди обрывистого склона высокой скалы, отчего вход в него изрядно завален осыпавшимися камнями.

-22

Пришлось даже немного покопать, чтобы его освободить от камней.

-23

Внутри КНП представляет собой несколько казематированных помещений.

-24
-25

С люком наверх в наблюдательную рубку.

-26

И конечно мы залезли посмотреть в амбразуры рубки на видимую акваторию.

-27

Вот такой старый но исторический объект.

-28

А на этом всё.

-29

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.