Наверняка, все помнят из курса школьной программы по литературе и истории такое издание, как "Отечественные записки"? Это был толстый литературный журнал, который выходил с 1818 по 1884 годы, идея издания которого принадлежит Павлу Свиньину - историку, писателю и путешественнику.
Не буду утомлять вас экскурсами в великосветскую жизнь XIX века, друзья, остановлюсь лишь на том, что писали "Записки" о петербургских модницах.
К примеру, в одном из номеров за 1857 год "Записки" прохаживаются по пышным юбкам, а именно - по обручам на тесемках, которые мешают двигаться не только самим дамам, но всем тем, кто оказывается с ними рядом. Почему? Да потому что этими железными обручами модницы загораживают, заполоняют собой весь тротуар! А в Петербурге он и без того узок! Как можно это носить, негодуют "Записки"!
Мало того, что этот обруч бьет по ногам, так он еще и создает "помехи на дороге", которые могут привести к серьезным травмам. И это, кстати, не смешно. Так же не смешно, как видеть даму в кринолине, из-за которого она похожа на куклу на чайнике.
Есть ли выход? Разумеется. Перейти на юбки с фижмами, которые носит уже вся Просвещенная Европа. Эти юбки легки, не содержат металлических деталей (не лежат на полусферах из металла) и достаточно пышные. Во всяком случае, в такой юбке можно легко присесть на скамью. Или, подобрав подол, не бояться, что из-под него выглянет обруч. А как легко проходить в ней по узкой улочке! Божественно!
Острый на язык собрат "Записок" - журнал "Современник" - основанный "солнцем русской поэзии" в 1836-м году и выходивший вплоть до 1866-го года, тоже не оставил от причуд современной ему моды камня на камне. В том же 1857-м году он пишет, что тон в петербургском модном обществе задают француженки, которые считают жительниц Северной Пальмиры откровенно недалекими в моде. Поэтому издеваются над ними, как хотят. К примеру, хамят им в своих модных магазинах, пытаются обставить при покупке платьев, шляпок или отрезов.
Особенно распоясались парижские модистки! Они не считаются с запросами своих русских клиенток и всучивают им то, что выгодно им самим. А наши барышни покорно принимают.
Хотя, надо отдать им должное, парижская мода несколько облагородила наших женщин, хотя бы научила их носить красивые шляпки, с обилием кружева, тесьмы и атласных лент. А шляпки для бала сделаны исключительно из цветов, что придает им особый шик, а женщин делает похожими на лесных нимф. Писк? Золотые цветы и колосья на фоне черного кружева. Слепой мимо не пройдет!
"Московские ведомости" (1756-1917), в отличие от своих петербургских коллег", сразу же сделали упор на финансовой стороне вопроса. Они заострили внимание своих читателей (а не читательниц), что подобный бальный наряд - платье с кринолином и модная французская шляпка - стоит от 625 рублей серебром! Мало того! Венецианские кружева стоят 506 рублей, а для обшивки зонтиков - 118.
Бедные русские мужья и их худеющие на глазах кошельки! Но...чего только ни сделаешь ради любимых женщин.