12,9K подписчиков

Абхазский Дракон: живой привет из СССР. Ему 60 лет, он ныряет в недра гор и о нём знают лишь единицы.

24K прочитали

Абхазия - маленькая страна между Россией и Грузией, знаменитая своим брошенным советским наследием. Железнодорожные дворцы вокзалов, знаковые санатории, памятники и другие объекты, сделавшие Абхазию советской Ниццей, рушатся на глазах. Но не только архитектурой знаменит наш южный сосед: одна из достопримечательностей словно магнит тянет в Абхазию поклонников железнодорожной техники.

Вы на канале Блог ЖД Фотографа. Летом на моём канале вышла серия статей о том, во что превратились железные дороги Кавказа за 25 лет без СССР. Я побывал в Азербайджане, Грузии и Армении, и в подробностях рассказал о том, какие там сейчас поезда и перегоны

Однако не стоит забывать про железные дороги ещё одной спорной Кавказской республики - Абхазии. Их жизнь после распада СССР была тяжела: война с Грузией уничтожила мост на реке Ингури и транзитное движение через Абхазию прекратилось навсегда, а Грузия и Армения остались без железнодорожного сообщения с Россией. С 1993 года железная дорога Абхазии медленно умирала: здания и постройки ветшали, пути ржавели, шпалы гнили, а подвижной состав работал на запасе прочности. Последним внутренним поездом, возившим пассажиров примерно до 2008 года, стал ЭР2-383 под тягой электровоза ВЛ8. Будучи почти полностью разграбленной, электричка не могла ехать своим ходом, в окнах отсутствовали стёкла, и внешне она выглядела так, будто с момента постройки ей не занимались. Удивительно вообще, что этого ходячего мертвеца выдавали в пассажирскую работу.

А это точно пассажирский вокзал, а не металлобаза? Фото: Игорь aka ТЭ3, 2007 год
А это точно пассажирский вокзал, а не металлобаза? Фото: Игорь aka ТЭ3, 2007 год

В 2004 году силами России был полностью отремонтирован участок железной дороги от Сухума до Псоу (где российская граница), в 2008 году российские железнодорожные войска привели в порядок остаток путей от Сухума до Очамчыры, а с 2010 года Ахазская железная дорога передана под управление ОАО "РЖД".

Когда электричка-мумия ушла на покой, пригородное движение ненадолго вернулось в 2010 году, когда РЖД запустили от Сухума до Адлера свои электропоезда, однако очередной крупный сбой в поставке электроэнергии поставил крест на идее возить пассажиров под электротягой. С 2012 года по сей день все пассажирские перевозки на территории Абхазии осуществляются на тепловозах РЖД.

Знакомство с Абхазским драконом

На сегодняшний день движение поездов в Абхазии скромное: регулярный пассажирский Сухум - Москва, летом добавляются поезда на Самару и Санкт-Петербург, а также с 2020 года курсирует туристический поезд "Сочи". Пассажирские работают на тепловозной тяге, а туристический весь маршрут проходит с фирменным синим электровозом, и за эту фишку российским железным дорогам спасибо.

Но главная местная железнодорожность - Абхазский Дракон. Этот зверь настолько редкий, что паломничество любителей железных дорог к нему не прекращается больше десяти лет, вот и я с моим другом Петром отправился в Гагру, чтобы поймать на камеру этого змея.

Да, мы поехали в Абхазию из-за этого монстра. Нет, нам не жалко было времени и денег.
Да, мы поехали в Абхазию из-за этого монстра. Нет, нам не жалко было времени и денег.

Дело было в марте 2017 года. Наше путешествие начинается в Адлере, где мы сели в одну из многочисленных маршруток и доехали до пограничного перехода. Границу с Абхазией лучше всего пересекать пешком: условно, ты просто проходишь через калитку, показав паспорт. После погранперехода снова маршрутка - и спустя 30 минут мы выходим на трассе около посёлка Тхеми, не доезжая пары километров до Гагры. Наша цель - железная дорога, место обитания Дракона, и мы сразу спускаемся к путям по серпантину с видом на мост Сухумского шоссе.

Хотели бы прыгнуть с него на резинке?
Хотели бы прыгнуть с него на резинке?

Внизу находится станция Чигрыпш, давно превратившаяся в остановочный пункт: боковые пути разобраны, а контактная сеть снята. Хоть тут и сохранилась платформа, поезда не останавливаются, зато несколько гостевых домов расположены прямо у полотна, будто специально для сдачи жилья любителям поснимать локомотивы. А внизу - море: очень удобно! Вышел из гостиницы, отснял все поезда и купайся до потери пульса.

Вон оно море, слева. К нему ещё нужно спуститься, задачка не для лентяев.
Вон оно море, слева. К нему ещё нужно спуститься, задачка не для лентяев.

Здесь сохранилось деревянное здание вокзала с нетронутой архитектурой: глаз радует деревянная обшивка, деревянные окна и двери, но находится эта красота в плачевном состоянии - крыльцо и ограждение перекошены, а фасад облезлый. Восстановить вокзальчик - и готова местная архитектурная жемчужина, которую можно использовать как гостиницу, но у местных жителей нет такой возможности. Или желания?

Дача с видом на море
Дача с видом на море

Часовое ожидание "Абхазского дракона" не увенчалось успехом, мы с Петром вернулись на трассу и отправились пешком в Гагру, любуясь видами гор и Чёрного моря. В городе нас встречает площадь Гагарина с торговым центром "Жоэквара", построенным в 1970-е годы и заброшенным со времён грузино-абхазской войны, в центре красуется фонтан "Три грации" - он действующий, но в тот день не работал.

Шоппинг в этом центре придётся отложить на несколько десятилетий...
Шоппинг в этом центре придётся отложить на несколько десятилетий...

Площадь Гагарина также выступает в роли конечной для городских автобусов, набор которых меня приятно удивил: Мерседес О325 1994 года, Вольво-Гармошка 1989 года (который вообще ломает шаблон: что, гармошка в Абхазии???), а также нидерландский автобус марки Den Oudsten примерно тех же лет.

Вы спросите: ну и что в этом удивительного? Подумаешь, какие-то там старые непонятные автобусы. Во-первых, это говорит о том, что в Гагре есть городской транспорт, кроме маршруток, а во-вторых, такие автобусы встречаются нечасто - своего рода музейная редкость, в России такие можно пересчитать по пальцам.

Рядом с площадью Гагарина расположен остановочный пункт Абаата - платформа на виадуке, зажатом между двух туннелей. Она открылась в 1943 году, но сегодняшнее её состояние оставляет желать лучшего: если сам виадук, который видно с площади, выглядит более-менее прилично, то платформа давно не ремонтировалась: она поросла травой и кустарниками, а асфальт весь в трещинах, заполненных мхом (фото 1). Лестница, ведущая с площади на платформу, полностью скрылась в траве, и найти её оказалось не так просто, а уж тем более - подняться по ней (фото 2), но, так как поезда здесь не останавливаются с 2012 года (а то и дольше), удивляться такому состоянию не стоит.

Заросшая платформа нам понравилась и мы стали ждать грузового поезда, однако, во сколько он поедет, и поедет ли вообще, было неизвестно. Единственное, в чём мы были уверены - поезд поведёт электровоз ВЛ8, а раз мы приехали ради него, было принято решение ждать до победного. Коротать время мы начали с исследования туннеля в направлении Гагры. Углубляться не стали - десяти метров хватило, чтобы впитать его мрачную сырую атмосферу и сделать необычную фотографию.

В этой ситуации главное - вовремя услышать Абхазского дракона
В этой ситуации главное - вовремя услышать Абхазского дракона

Далее, рискнув упустить Дракона, мы решили подняться в одну из сторожевых башен. В советские годы они использовались для охраны туннелей, которые хорошо просматривались, а сейчас обе башни заброшены и целиком утонули в деревьях. К сожалению, я раньше не интересовался архитектурой и не сфотографировал внешний вид башни, поэтому на помощь приходит интернет:

Вон она, торчит справа в кустах. "Много" теперь увидишь из этой дозорной башни.
Вон она, торчит справа в кустах. "Много" теперь увидишь из этой дозорной башни.

Внутри башни три этажа. Верхний этаж - вентиляционная камера, в которой установлены мощные воздушные насосы, вытягивающие воздух из туннеля через специальную шахту. Помещение давно заброшено и разграблено, и тем удивительнее, что не унесли электродвигатель: его статор так и остался прикреплён к полу (фото 1, 2), а ротор со шкивами валяется неподалёку. На корпусе машины я нашёл заводскую табличку (фото 3), но год выпуска мне разобрать не удалось.

Вентилятор представляет собой огромную "улитку" (фото 1), с лопастным колесом внутри (фото 2), соединённым с ротором двигателя ремнями, которые теперь просто валяются на полу. Судя по всему, машина должна была выкачивать из туннеля паровозный и тепловозный дым, для этого "улитка" соединена с туннелем через вентиляционную шахту, прорубленную в горе (фото 3).

Здесь же мы нашли старый электрический щит (фото 1), и у меня сразу возникает вопрос: какая ещё столовая в этой дозорной башне? Ваши догадки пишите в комментариях. На потолке сохранилась лепнина (фото 2). При желании, эти дозорные башни можно было превратить в мини-музеи, восстановив хотя бы внешне советское вентиляционное оборудование, а на других этажах сделать экспозиции или магазины.

На втором этаже расположился пост охраны. Вид из окна явно не способствует наблюдению за туннелем (фото 1), а на полу мы нашли суточный план охраны 1993 года, который стал свидетельством последнего года работы поста (фото 2). Собственно, кроме даты и фамилий разобрать в этом документе ничего не удалось.

Вернувшись на платформу, мы с Петром продолжили куковать у портала туннеля в ожидании. Терпение было на исходе, но вот зловещий ветер из недр горы начал раскачивать кустарники, растущие вдоль полотна, рельсы легонько зазвенели, а затем начал доноситься характерный гул. Мы сразу поняли, что происходит, и бросились вперёд по платформе к нашей запланированной точке съёмки, на месте оглянулись - а в туннеле уже виден свет прожектора, сияют нитки рельс и слышно: "БУУУУУУУ!" - это наш Дракон ВЛ8 пароходным гудком предупреждает о своём приближении.

В глубокой шахте который год таится чудище-змей...
В глубокой шахте который год таится чудище-змей...

Ещё мгновение - и зелёная махина с зубастым путеочистителем, огромными жёлтыми глазищами, гигантским прожектором на лбу, и с длинным хвостом из вагонов-бочек проносится мимо нас со скрежетом и скоростью, которой позавидуют даже московские электрички на МЦД, а ещё через минуту последняя цистерна скрывается во тьме второго туннеля, и всё стихает. Сразу видно, российские железнодорожники потрудились на славу, когда делали реконструкцию путей: такой скорости от старенького ВЛ8, которому, на секундочку, почти 60 лет, я никак не ожидал. Вот так быстро появился и так же быстро исчез наш Абхазский Дракон, прогремев железом, издав своё фирменное "БУУУУ", а заодно обдав нас сырым ветром из туннеля.

Я вам не дракон!
Я вам не дракон!

После успешного снимка с Драконищем наша прогулка по железнодорожностям и забытым жемчужинам Абхазии продолжилась. Нам с Петром предстояло знакомство с городом Гагра, съёмка обратного проезда Дракона, а также заселение в гостиницу в Новом Афоне, однако о наших дальнейших похождениях я расскажу в следующий раз.

Пучеглазый зелёный ВЛ8 из Абхазии получает от меня заслуженные 10 ошпаренных взглядов из 10. Ни с чем не сравнить ощущение, когда древнее зелёное чудище выныривает на тебя прямо из горы, с грохотом проносится мимо и скрывается, как ни в чём ни бывало. Общую оценку Абхазской железной дороге давать пока не буду, ещё почти три дня изучения впереди.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Если ещё не поставили лайк - ставьте, а в комментариях поделитесь впечатлениями об Абхазии. Покажите статью друзьям и подписывайтесь на канал. До новых встреч!

Продолжение:

Оглавление и краткое содержание: