Нечасто удается увидеть в виде памятников настоящие боевые машины. Как правило это либо экспонаты из музеев или складов Министерства Обороны, либо муляжи - новоделы.
Но с этим памятником лучшему советскому штурмовику Ил-2 времен Второй Мировой войны всё вышло иначе.
Ил-2 до сих пор считается самым массовым боевым самолетом за всю историю авиации, за годы войны было произведено почти 36 тысяч штурмовиков. Про Ил-2 снят не один фильм и сделана не одна компьютерная игра, а фашисты называли легендарный советский самолет не иначе как «Летающий танк» и «черная смерть».
Постамент с необычным и как бы взмывающим в небо боевым Ил-2 я заметил у ворот Воронежского Авиационного завода. Именно здесь спроектированный КБ Ильюшина "летающий танк" и начали производить в феврале 1941 года до эвакуации завода в конце 1941 в Самару.
Какая же история появления этого боевой "ила" на заводской площади в Воронеже?
В 1978 в члены Воронежского поискового клуба «РИФ» узнали о том, что в небольшом поселке Ракитное в Белгородской области, где в 1943 году проходили южные рубежи Курского дуги в августе 1943 года в небольшой пруд упал самолет. Старожилы села показали поисковикам место и отряд твердо решил достать боевую машину со дня.
Работы шли около месяца и в августе 1978 года спустя 35 лет после гибели самолета, со дна пруда был поднят штурмовик, личные вещи и три члена экипажа:
Командир звена - Лейтенант Бобель Александр Васильевич
Штурман звена - Лейтенант Чирков Александр Яковлевич
Старший Техник - Лейтенант Тюфяков Александр Агафонович
В некоторых источниках встречается информация, что якобы этот Ил-2 совершал разведывательный полет на малой высоте в 50-70м и потерпел крушение из-за срыва в штопор или нарушения центровки из-за наличия третьего члена экипажа. На самом деле обстоятельства последнего полета Ил-2 исходя из документов Ракитянского краеведческого музея были такие.
1 сентября 1943 года эскадрилья Ил-2 из 50-го отдельного разведывательного авиаполка 2-й Воздушной армии должна была перебазироваться скрытно на новый аэродром.
Экипаж этого Ил-2 поднялся в воздух и шёл на малой высоте. Внезапно на самолет "против" солнца зашли два "мессершмита" и буквально расстреляли Ил-2. Летчики пытались посадить горящую машину, уводя от села, но самолет упал в пруд.
О том, что самолет принял неравный бой свидетельствовал и характер залегания обломков штурмовика на дне и характер повреждений - оплавленные стекла и приборы, обгорелые куски обшивки.
А еще выяснилось, что этот Ил-2 был произведен в 1941 году еще на Воронежском авиазаводе. Было решено штурмовик восстановить и установить на постаменте на заводской площади в Воронеже.
Через два года работы по восстановлению самолета завершились, а боевая машина в 1980 году заняло свое почетное место на постаменте.
Это один из самых сильных памятников боевой авиации, которые мне удалось видеть. На постаменте стоит не просто машина, посвященная памятным событиям, а машина - участник тех самых событий.
В завершении хочу сказать, что есть документальный фильм, посвященный поиску и подъёму самолёта Ил-2 из болота в 1978 году - "Это было под Ракитным". Тем, кому интересна история, рекомендую посмотреть.