Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Один из мрачнейших кино-образов Сигурни Уивер

Все, кто сколько-нибудь интересуются криминальным кино, особо выделяют ленту «Имитатор» (1995). И вовсе не потому, что якобы это был первый знаковый фильм о противостоянии полиции (ФБР) и маньяка. До «Имитатора» имелись более чем успешные «Молчание ягнят» и «Семь». Однако эти культовые кинокартины воспринимались как гениальная выдумка, а в «Имитаторе» зритель видел «часть реальности».

Режиссеру Джону Эмиелу («Западня», Соммерсби» и т.д.) этого удалось добиться за счет неявного использования приемов, позаимствованных из классического нуара. В частности, речь идет об имитации яви. В нуаре был выпуск как бы имевшихся в действительности газет и звучащие отрывки радиорепортажей.

В «Имитаторе» появились отсылки к делам реальных серийных убийц. Причем, не всегда «прославленных» типа Чарли Мэнсона, а скрывающихся в его «инфернальной тени». Хотя в качестве затравки было использовано упоминание Теда Банди, но потом «пошли в дело» злодеи менее известные.

В данном случае речь шла не просто о маньяке-подражателе, а о серийном имитаторе, который каждый раз использовал «новый почерк», создавая нечто вроде зловещей «карусели кадров». Сегодня я один злодей, а завтра – совершенно иной. Идея могла показаться абсолютно безумной, если бы не некоторые детали преступлений, которыми в итоге «снабдили» зрителя с экрана.

Именно с «Имитатора» «пошла мода» на криминальных психологов. Нам была предложена мысль о том: дабы поймать серийного преступника, надо не столько выследить его, сколько «понять». Понять не в смысле «простить», а в смысле постигнуть его безумную логику действий. Именно этим занимается пребывающая в продолжительном затворе героиня Сигурни Уивер.

Она видит, что полиция топчется на месте, однако помочь может лишь отчасти. Пережив покушение со стороны одного из «подопечных», она страдает боязнью открытых пространств, а потому добровольно «замуровала» себя в роскошной квартире, общаясь с миром через компьютер.

Фильм, который предвосхитил знаменитого «Леона»

Это второй провидческий момент. В 1995 году, когда про интернет почти никто не слышал, да и персональные компьютеры были лишь у единиц, мало кто предполагал, что «паутина» окажется окном «прозрачным в обе стороны». То есть не только вы будете использовать сеть для поимки преступника, но и тот сможет употребить её против вас.

Кадр из фильма «Имитатор» (1995)
Кадр из фильма «Имитатор» (1995)

Необычный советский триллер как идея для «Атаки клонов»

Были в фильме, конечно, и некоторые сомнительные вещи. Например, писклявая девочка-коп, сыгранная крошечного роста Холли Хантер. А ещё взятая фактически с потолка фраза про то, что «серийщиками» являются белые парни в возрасте от 20 до 35 лет. Пол Пот и Бокасса никак с вами не согласятся. Впрочем, как и «поточные отравительницы» начала 20 века. Хотя это были отзвуки приближения воинственной политкорректности. Не случайно, прозвучала ещё одна мнимая характеристика: «скучающие по добрым старым временам».