Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Фильм Александрова с Любовью Орловой о Баку, так и не попавший в прокат: "Одна семья"

Это удивительно, потому-что у Григория Александрова за всю его кинематографическую карьеру не было неудачных работ.

Да и откуда им взяться у мастодонта советского кинематографа, начинавшего снимать фильмы вместе с Сергеем Эйзенштейном. Достаточно вспомнить совместный «Броненосец „Потёмкин“» (1925).

Григорий Васильевич Александров ( 10 (23) января 1903 — 16 декабря 1983) — советский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1973), народный артист СССР (1948), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950). Кавалер трёх орденов Ленина (1939, 1950, 1973).
(с)
Википедия

Тем не менее, фильм "Одна семья", даже не указан в фильмографии режиссера в БСЭ, хотя перечень там примечательный: 'Весёлые ребята' (1934), 'Цирк' (1936), 'Волга-Волга' (1938), 'Светлый путь' (1940), 'Весна' (1947), 'Встреча на Эльбе' (1949) ...

Ровно посередке, должен был располагаться и "наш" фильм, снятый в 1943 году.

Александров
Александров

Бакинский период Александрова и Орловой. Фильм "Одна семья" (1943)

В 1941 году, Григория Александрова и Любовь Орлову, эвакуируют в Алма-Ату. Здесь, на базе местной киностудии и эвакуированных Мос- и Лен- фильма, создают Центральную Объединённую киностудию художественных фильмов.

Почти все фильмы военной поры создавались в Казахстане. В том числе, такие известные, как «Иван Грозный» Эйзенштейна и «Свинарка и пастух» Пырьева.

Развернуться на одной площадке столь маститым режиссером сложно, поэтому Александрова назначают художественным руководителем Бакинской киностудии (будущим «Азербайджанфильмом»). Супруги переезжают в Баку.

-3

Любовь Орлова немного по другому рассказывала эту историю. Говорила, что высокогорный климат Алма-Аты пагубно влиял на здоровье Григория Васильевича (у него обострился радикулит), поэтому врачи посоветовали Баку.
Но кроме ее слов, других свидетельств нет. Зато достоверно известно, что работы у супругов в Казахстане не было. А Баку, который находился на осадном положении, вкладывая все силы и средства в нефтедобычу, по сути стал ссылкой с повышением.

Это был своеобразное обозначение табеля о рангах, где Эйзенштейн и Пырьев стояли выше Александрова. Видно излишняя комедийность и фривольность александровских фильмов не очень нравилась кинематографическому руководству СССР.

Наверное, поэтому бакинский период жизни Александров и Орлова не очень любили вспоминать.

Любовь Петровна Орлова

Тем не менее, надо отметить, что Любовь Петровна много выступала в бакинских госпиталях и на оборонных заводах. Провожала бойцов на фронт.

Баладжары. 01.04.1943. Проводы вылеченных солдат на фронт. Фотограф: Соломон Кулишов
Баладжары. 01.04.1943. Проводы вылеченных солдат на фронт. Фотограф: Соломон Кулишов

Бывала с концертами и в других городах Азербайджана. Даже в Нахчыване.

Тоже Баладжары, тот же автор фотографии
Тоже Баладжары, тот же автор фотографии

При этом, периодически ездила и в командировки на фронт. Бывала и в Иране, который стал ее первой зарубежной поездкой.

Летом 1942 года Любовь Орлова впервые поехала за рубеж — в Иран. В то время в него были введены советские и английские войска. В течение месяца актриса выступала с концертами в крупнейших городах этого региона — Тегеране и Тебризе. Причем не только перед красноармейцами, но и перед местными жителями. Публика принимала ее очень хорошо. (с) http://www.lubov-orlova.ru/bio/voennie-godi.html

Григорий Васильевич Александров

Хотя в биографии Александрова об этом нигде не пишется, но в Баку и Азербайджане, он был не в первый раз. В его мемуарах, я отыскал примечательное письмо адресованное Григорию Васильевичу его другом Максимом Штраухом.

Максим Максимович Штраух (1900—1974) — советский, российский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1965). Лауреат Ленинской (1959) и трёх Сталинских премий (1949, 1951 — дважды).

Это шуточное письмо было написано в 1926 году, когда "Грише" было 23, а Максиму 26. Штраух уезжал в Москву, а Александров оставался в Баку.

https://iknigi.net/avtor-grigoriy-aleksandrov/91409-moya-zhena-lyubov-orlova-perepiska-na-lezvii-nozha-grigoriy-aleksandrov/read/page-1.html
https://iknigi.net/avtor-grigoriy-aleksandrov/91409-moya-zhena-lyubov-orlova-perepiska-na-lezvii-nozha-grigoriy-aleksandrov/read/page-1.html
Как не взять его себе на память о Мугани! В Агрибаде я набил полные карманы нерасцветшими коробочками, и, о чудо! В Аджикабуме хлопок в моих брюках распустился пышным цветом от стоявшей в карманах жары.
Но об этом я тоже не буду говорить, точка!
...
Я хочу отблагодарить Вас, дорогие муганцы, за те 18 дней моего пребывания у вас, которые потрясли меня. Время не в силах будет сгладить воспоминания об этих днях в моей памяти. По роду нашей работы мы сталкиваемся со множеством людей, бываем во многих местах, видим больше, чем другие люди, и нужно признаться, что гостеприимней компании, таких (черт возьми, как бы это получше выразиться!), таких симпатичных людей мы не видывали. Ей-богу, я не льщу. И еще второе: в башню-то меня теперь никто не засадит! Так вот это я и хочу сказать! Я думаю, что оставшееся трио всецело присоединится к моему мнению (голоса Серго, Эдуарда и Гриши с места):
– Правильно! (Аплодисменты.)
Так до свиданья, товарищи!
-7

Так-что приезд Александрова в Баку, осенью 1941 года, был не первым. Он прекрасно знал город и людей, где уже жил больше месяца.

Как художественный руководитель, Григорий Васильевич развил кипучую деятельность на бакинской киностудии.

Интересно, что все большие картины вышедшие на студии во время Великой Отечественной войны, сняты именно во время руководства Александрова с 1941 по 1943 годы. Видимо, он мог отыскивать средства под свое имя.

“Сын Отечества” и “Бахтияр” (1941, 1942, режиссер А.Гулиев), “Сабухи” (1942, А.И.Бек-Назаров, Р.Тахмасиб), “Подводная лодка Т-9″ (1943, А.Иванов). Ну и собственно "Одна семья" (1943).

Успехи Александрова в Баку были замечены. В 1943 году, его отозвали в Москву, назначив худруком "Мосфильма".

"Одна семья" (1943)

Вот что о фильме пишет Википедия:

«Одна семья» (азерб. Bir ailə) — советский художественный фильм, снятый в 1943 году режиссёром Григорием Александровым. Фильм, лишь однажды показанный публично (16 октября 1943 года, Дом кино), в прокат выпущен не был.

Фильм не спасло даже то, что в одной из главных ролей сыграла любимица советского народа Любовь Орлова.

Орлова и Александров на съемках фильма
Орлова и Александров на съемках фильма

Картина состоит из трех, развивающихся по отдельности, эпизодов:

  1. Танкист-азербайджанец с фронта, на один день, попадает в русскую семью в неназванном российском городе, где между ним и дочерью хозяев возникает сильная симпатия. (Съемка ведется в Баку.)
  2. Мама фронтовика, в тылу, идет работать на буровую, привлекая к этому и молодых бакинок. (Съемка на Баилова и Биби-Эйбат.)
  3. На буровых вспыхивает пожар. Прорывет трубу проложенную по дну Каспия. Водолаз Мамед, спускается под воду, чтобы ее заделать. (Съемки на предтечи Нефтяных камней.)

Таким образом, фильм раскрывает несколько тем — о дружбе народов, о работе женщин в тылу, о героическом труде бакинских нефтяников.

Меликов, Орлова и Александров во время съемок
Меликов, Орлова и Александров во время съемок

Вот что о нем пишут современные критики:

Фильм был полон зрелищных сцен: режиссер снял нефтяной пожар, страшный шторм, который разрушил нефтебуровую платформу, и трогательное объяснение влюбленных на крыше перед воздушным налетом.

Тем не менее, советская цензура не пропустила его на большой экран. Со слов Орловой, "фильм слабо освещал борьбу советского народа с фашистскими оккупантами".

Что выглядит достаточно странно, если вспомнить сколько снималось во время войны кинолент, где о войне вообще не было ни слова.

В Баку, во время схемок
В Баку, во время схемок

Есть и другие версии.

По одной из них, Сталину, который обожал Орлову, не понравились ее шуры-муры с другим кавказцем, поэтому он назвал фильм "слабой работой Александова и Орловой", после чего фильм зарубили.

По другой, кино было слишком голливудским. «Кончился голливудский блокнот!» — так откликнулся на картину Сергей Эйзенштейн, после ее окончания.

В любом случае, фильм "Одна семья" был впервые показан широкому зрителю, аж в 2002 году. На Фестивале архивного кино «Белые Столбы». Что даже у киноведов вызвало изумление:

VI Фестиваль архивного кино в Белых Столбах оказался богат на премьеры. Сначала киноведов потрясли фильмом «Одна семья» с Любовью Орловой. Снятый в 1943 году в эвакуации в Баку, он состоит из трех новелл ...

ПС. Картина конечно достаточно наивная по нынешним временам, но я в ней не нашел ничего, что могло бы послужить ее забвению на многие десятилетия.

Впрочем, судите сами: