Найти тему
Читатель-Обыватель

"Господин из Сан-Франциско" И. А. Бунина. Переоцененный рассказ? Анализ текста.

Джон Мартин "Падение Вавилона"
Джон Мартин "Падение Вавилона"

Название: «Господин из Сан-Франциско»

Автор: Иван Алексеевич Бунин

Жанр: Рассказ

Страна: Россия

Год: 1915

Мое высказывание субъективно и не претендует на истину. Я обычный читатель.

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЧИТАЛ:

В прошлой статье я писал, что Бунина больше всего волновала тема любви. Но это не значит, что он писал только о ней, так, например, автора беспокоила тема пути человечества, впрочем, как и всех, XX век все-таки. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» самый яркий тому пример.

ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ?

Должен признаться, сразу ответить весьма сложно, поскольку все, что мы читаем в школе, вспоминать не хочется. Я очень люблю Бунина, но это произведение у него не самое лучшее. Оно совершенно не типично для него, здесь нет той тонкости и чувственности, легкой печали, поэтому при всем обилии символики в рассказе, он довольно грубый и прямой в выражении своей идеи.

Как правило это произведение обсуждают в рамках: «Долой капитализм! Ура социализму!» Но это не совсем верно, ведь автор всегда грезил о «своей России», и рассказ написал он как религиозный человек, а не социолог или политик.

Еще этот текст часто называют предсказанием о падении Запада, но какое тут может быть предсказание, если уже началась Первая мировая война?

Лично я отношусь к этому рассказу как к важному памятнику, который демонстрирует волнения прошлого.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРОЧИТАЛ:

Открыв книгу, мы видим эпиграф: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий» из Откровения Иоанна Богослова. Этот эпиграф дает нам подсказку как понимать рассказ: как Апокалипсис, ведь на протяжении всего произведения сохраняется темная атмосфера смерти и неизбежности судьбы, кроме того, туда же перешли символы из Откровения. Открыв 17,18,19 главы Откровения, мы увидим тщательное описание Вавилона, сравниваемого с блудницею. Открываем 17 главу:

1 стих: «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих».

5 стих: «и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».

18 стих: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями».

Так мы замечаем очевидную параллель между кораблем-гигантом среди темных вод и Вавилоном-блудницей, символизирующей грехи человеческие, но в первую очередь власть, раскрепощенность и эгоизм. Важно еще учитывать, что и сам корабль является рукотворным продуктом человеческого прогресса, где, как в металлическом гробу, укрылись люди от капризной природы. Корабль разделен на два яруса, демонстрируя тем самым социальный строй: верхний ярус описывается как ослепляющий своей роскошью рай состоятельных господ: «…была изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья: он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле». Внизу же, под ними, находится ярус горящего ада, там люди обслуживают верхний ярус: «…мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, — та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени». А самим кораблем правит «языческий бог». Не забываем так же и название корабля – «Атлантида», тут в нашем уме всплывает известная поговорка: "Как корабль назовешь, так он и поплывет".

17 глава 15 стих: «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки». Так мы понимаем что означает в рассказе океан, да и вообще вода, ведь именно она объединяет народы, так и корабль (или блудница) плывет от берега к берегу.

А кто, собственно, такой Господин из Сан-Франциско? «Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности у него был тот довод, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее» Тут мы осознаем, что наш герой с самого рождения и не жил вовсе, ему совершенно неведомо что это значит. «Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет». Он считает, что действительная жизнь наступает лишь в далеком-далеком будущем с накопленными деньгами в банке. Получать удовольствие возможно лишь потребляя, поэтому и существует Господин лишь благодаря своим материальным ожиданиям.

И вот наконец-то мечта сбылась! Наступило то время, о котором он так мечтал, наконец-то можно отдохнуть, но вот беда! Это совершенно не то, что он ожидал, и погода его не устраивает, и Италия, и люди так таковые. Тут, кстати говоря, любопытно провести параллель между двумя странами: Америка – это обитель капитализма и прогресса, там безликие богачи делают деньги, дабы однажды наконец получить удовольствие от жизни, и вот один из таких Господ прибывает в Европу, в сердце католицизма. Но ему все неинтересно и нудно, ничего его не удовлетворяет, однако: «Все уверяли, что совсем не то в Сорренто, на Капри — там и теплей, и солнечней, и лимоны цветут, и нравы честнее, и вино натуральней». Теперь нам понятно как наш герой избирает свои жизненные пути, что наболтают, то истинно. Он отправляется на Капри, там ожидаемо его тоже ничего не трогает. Свое место Господин находит лишь в отеле, хотя с таким же успехом можно было поселиться в американском отеле. Прибыв на остров, он видит человека, который явился ему во сне. Нашему вечно неудовлетворенному герою приснилась смерть, и двигался он к ней с самого начала.

Что живой, что мертвый, никому Господин не нужен, более того, смерти не место в отеле или, образно выражаясь, «на первом ярусе», где царит вечная нега: «Успокоенные тем, что мертвого старика из Сан-Франциско, тоже собиравшегося ехать с ними, но вместо того только напугавшего их напоминанием о смерти, уже отправили в Неаполь, путешественники спали крепким сном». Всё просчитал Господин из Сан-Франциско, но не учел он лишь одного: смерти, ведь жизнь непредсказуема. Таким же образом и корабль однажды придет к своему концу, какие бы маршруты не были построены.

Любопытно то место, где умер наш герой: «две тысячи лет тому назад жил человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры, и человечество навеки запомнило его, и многие, многие со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где жил он на одном из самых крутых подъемов острова». Вероятно Бунин намекает нам на Нерона и, соответственно, на Древний Рим, который точно так же поклонялся блуднице и тоже погиб. Тем самым автор сравнивает современный прогресс человеческий цивилизации с временами античного язычества, указывая нам на то, что темная сторона прогресса - регресс.

Герой рассказа оказывается в деревянной коробке, которую держат в нижнем ярусе корабля, то бишь в аду. При этом само судно, возвращаясь на родину, проплывает мимо скал Гибралтара, на котором сидит Дьявол, тем самым проходит адские врата. Выходит, жизнь Господина ничуть не поменялась, как он родился в аду, так там и умер.

Конец рассказа трагичен, ведь все мы плывем на одном корабле, все мы страдаем, но некоторые Господа предпочитают жить в свое удовольствие, совершенно не задумываясь о последствиях.

А как вы воспринимаете этот рассказ?

Ваши лайки и комментарии дают жизнь каналу. А еще вы можете скачать мой роман, подробности тут.

#литература #русская литература #серебряный век #культура #книги #бунин #история