Nakajima Ki-44 "Shoki" (Демон), в коде Союзников " Tojo" («Тодзио» - Хидэки Тодзио, тогдашний премьер министр Японии, закончивший жизнь в петле ), «тяжелый истребитель-агрессор» по-японски, создавался с 1939 году под руководством Ясуши Кояма (Yasushi Koyama) по чуднОй для местных концепции приоритета скорости и вертикального маневра над горизонтальной маневренностью. Как перехватчик изначально не рассматривался, перехватчик – оборонительное оружие, а речь шла о наступательном самолете.
В предсерийных образцах и модификации Ki-44-I разгонялся до 580 км/ч, прекрасно пикировал, имел отличную скороподъемность, нес 4 пулемета (из них по крайней мере два крупнокалиберных), имел протектированные топливные баки и бронеспинку пилота.
Для сравнения, одногодок Ki-44 и будущий основной истребитель Армии периода ВМВ : Nakajima Ki-43-I «Hayabusa» - 495 км/ч, 2 пулемета, на первой модификации пассивная защита отсутствовала вообще, пикировал отвратительно, правда мог развернуться на пятачке.
Такие характеристики "Шоки" достигались, кроме аэродинамических ухищрений, малой площадью крыла и тяжелым, но мощным «бомбардировочным » движком Nakajima Ha-41 (1250 л.с).
Первое боевое применение: семь предсерийных Ki-44 в составе 47-ю отдельной эскадрильи зимой 41-го были отправлены в Сайгон (Нынешний Вьетнам). Первый боевой вылет 15 января 1942 года: сопровождение бомбардировщиков на Сингапур.
Эскадрилью расформировали в апреле 1942-го. До этого времени было потеряно две машины: одна на аэродроме и одна в воздушном бою. Заявок на победы было много, но западная историография однозначно подтверждает три победы («Буффало» I 243-ей эскадрильи RAF, «Харрикейн» IIB 232-ой эскадрильи и «Бленхейм» I 45-ой эскадрильи ). Союзники нового истребителя и не заметили, принимая все, что отличалось от Ki-27 c его характерными «лаптями» за “Zero”.
Кроме "детских болезней" всей новой техники, о серьезных недостатках не упоминается, кроме конструктивных особенностей самолета: тяжесть управления, в сравнении с Ki-27/43, высокая посадочная скорость, невозможность посадки с неработающим двигателем (в реалиях, сажавшие без движка уникумы были). Соответственно, были установлены ограничения на допуск к полетам - у пилота должно было быть не менее 1000 часов налета.
Самолет был официально принят на вооружение только в сентябре 42-го. К концу 42-го произвели всего 123 машины: 40 модификации Ki-44-I и 83 модификации Ki-44-II, отправляемых, после налета Дулиттла, в полки ПВО метрополии и летную школу Акено.
Почему самолет откровенно "тормознули" и было ли учтено, что "Шоки" мог объективно делать с основным противником, американскими Curtiss P-40 Warhawk, ровно тоже, что те делали с Ki-43 «Хаябуса», неизвестно. По факту, американцы «карусели» с японцами не крутили. Вообще. Об основном противнике с Британской стороны, как равнозначном сопернике "Шоки": «Харрикейне» и говорить не приходится.
О самолете вспомнили в декабре 42-го одновременно с появлением плана перехода к "активной обороне" на второстепенном ТВД, в Китае. Понадобился истребитель-перехватчик, а из доступного, Ki-44 подходил на эту роль лучше всего. За 43-ий год сдали 506 машин модификаций Ki-44-II Ko (двигатель Nakajima Ha-109 (1520 л.с), "максималка" - 605 км/ч, четыре пулемета, два из которых винтовочного калибра), и Ki-44-II Hei (вооружение: четыре крупнокалиберных пулемета. ЛТХ неизвестны, все, что приводится в специализированной литературе, касается суб-модификации Ко).
Особняком стояла модификация Ki-44-II Otsu ("убийца бомбардировщиков"), выпускавшаяся в 44-ом году. На бумаге, два крупнокалиберных пулемета и две 40-мм пушки делали "Шоки" одним из самых вооруженных одномоторных истребителей в истории ВМВ, если не знать, что это за пушки.
40-мм орудие Ho-301 весом под 90 кг, стреляло не классическим снарядами, а безгильзовыми, фактически, реактивными гранатами. Как следствие, мизерная начальная скорость боеприпаса (245 м/с), дальность стрельбы (не более 150 м) и настильность. Скорострельность в 475 выстрелов в минуту при боекомплекте в 10 снарядов-гранат уже не имела особого смысла. Стрелять нужно было строго в упор.
Самолеты модификации Otsu с непонятной закономерностью распределялись по подразделениям, оснащенным "человеческими" Ki-44. В 87-ом полку, весной 1944-го, половина машин была именно модификации Otsu. Пушки благополучно снимали и частично заменяли на крупнокалиберные пулеметы. Подобным же занимались и в других подразделениях.
Всего к январю 45-го года сдали 1223 машины - это 9% всех истребителей Армии (JAAF).
Перевооружение шло ни шатко, ни валко, первый полк (33-ий), оснащенный "Шоки" появился в Китае только в мае 43-го. Второй (85-ый) - в июне. Одной из причин задержки называется пресловутое ограничение на квалификацию пилотов ("1000 часов"), впоследствии снятое. Все было не так страшно да и квалифицированных пилотов становилось все меньше. Мало того, молодые пилоты, без опыта полетов на Ki-43, легче осваивали самолет, чем ветераны.
Летом 43-го самолет наконец заметил и противник, дав кодовое имя Tojo и самые лестные отзывы.
Впоследствии "Шоки" использовался на всех фронтах, кроме Новой Гвинеи, Тихоокеанских островов и Курил: технических противопоказаний не было, самолетов просто не хватало.
"Шоки" отправляли и в полки, вооруженные KI-43, например, 50-ый и 64-ый в Бирме как средство усиления: Ki-44 рассматривался как скоростной и хорошо вооруженный самолет.
В правильных руках, самолет даже в конце войны не был безответной мишенью, как Ki-43: в подтвержденных противной стороной победах "Шоки" присутствуют и P-51 "Мустанги" с "Мерлинами", и F4U "Корсары". Беда была в том, что "правильных рук" становилось все меньше, а численное превосходство союзников стало таково, что помогло бы только что-то вроде TIE Fighter.
Ну и самая известная и, по-хорошему, необъятная страница истории истребителя – борьба с Boeing B-29 “Superfortress” начавшаяся 15 июня 1944 года, закончившаяся 331-ым выполненным рейдом 14 августа 1945 года и стоившая оборонявшимся выжженой страны. Кроме Метрополии, рейдов, конечно в совершенно других масштабах, удостоились объекты на материковом Китае, Манчжурии, Формозе, Сингапуре, Корее, Голландской Ост-Индии, Иво-Джиме, островах Микронезии и Бирме.
Потери "Сверхкрепостей", особенно их причины , вопрос, конечно, интересный, но например называется цифра 414 B-29. Подсчет по сайту Pacificwrecks дал 376 потерянных машин. Естественно, по всем причинам, а не только боевые.
Ki-44 в обороне Метрополии был представлен четырьмя полками (23-ий, 47-ой, 246-ой, 70-ый), три из которых были в Восточном секторе ПВО, куда входил и Токио. Плюс привлекавшиеся к перехватам "Шоки" летных школ: жертвовали и инструкторами.
На "высотном" этапе применения B-29, продолжавшемся до печально известного огненного ночного рейда на Токио 3-го марта 1945 года, самым эффективным средством борьбы был таран. Как правило, не абы кем, а специально созданными внутри полков подразделениями -"Shinten-Tai" : от четырех до восьми машин на полк.
На самом деле, "Шоки" мало подходил на роль "B-29 Killer". Двигатель был не высотный, огромная нагрузка на крыло делала самолет плохо управляемым на больших высотах, склонным к сваливанию. Уступал в этом качестве второму основному истребителю ПВО Армии - Kawasaki Ki-61. Вооружение из четырех пулеметов - не самый лучший аргумент для огромной и живучей машины (B-29). Тем более, крыльевое вооружение, в не зависимости от модификации, часто снималось для облегчения машины.
Далее, на "ночном" этапе, продолжавшемся до конца войны в ход в основном шли пулеметно-пушечное вооружение глазастых пилотов и госпожа-удача. Тут как раз и пригодились "Гранатометчики": Ki-44-II Otsu. В темноте к "Суперкрепости" можно было подойти незаметно и близко. А разрушающая мощь 40-мм гранат была огромной. Пушки Ho-301 иногда называли "ночным летальным оружием". Например, известный "B-29 Killer" - капитан Ёшио Ёшида (Yoshio Yoshida) все свои шесть заявленных побед одержал ночью, именно на Otsu.
Надо сказать, что американцы понесли самые большие разовые потери именно в ночных рейдах: например 23-го и 25-го мая, в рейдах на Токио было потеряно, соответственно, 17 и 26 "Суперкрепостей". А на счет любимой игры авиационных историков "его не сбили, он сам упал", то американцы достаточно часто и главное, честно по конкретным потерянным бортам указывают, что не знают причину гибели самолета ("утонул в океане", без указания причины или "потерян над Японией по неизвестной причине").
Хотя, для ночных перехватов одноместный истребитель мало приспособлен в принципе. Немецкие "Дикие Кабаны" не дадут соврать.
"Средневысотные" рейды с сопровождением P-51 "Мустанг" с Иво-Джимы, первый из которых приключился 7 апреля 1945 года, в сравнении с размахом ночных , пренебрежимо малы: всего 17 операций.
Многочисленные заявки Японцев на победы во многом вымысел, конкурирующий по размаху "сказочных историй" с заявками стрелков B-29. Можно долго спорить о боевых- не боевых потерях "Сверхкрепостей", но американцы столько не теряли.
Так примерно и закончилась боевая судьба неординарного, вовремя непонятого и непринятого истребителя Ki-44- харизматичного и весьма специфичного самолета.
Китография.
Sword 1/72 Ki-44
Модель 2011 года. В данный момент не выпускается, но на электронных "барахолках" присутствует.
Перекрываются все серийные модификации: Ki-44-I, II Ko/Otsu/Hei.
Модель - классическое ЛНД первого десятилетия XXI века. Соответственного все относительно красиво только на литниках, реалии не так оптимистичны.
Сборка, как и ожидалось, принесла массу "положительных" эмоций: щели по 1-2 мм - обычное дело. Апогеем стала стыковка крыльев с фюзеляжем: коробка крыльев была шире стыковочного места с фюзеляжем на три мм. Вся "мелочевка " стачивалась" и, по возможности, дорабатывалась.
Хотя на профильных сайтах к модели по геометрии было много претензий в плане излишней "худобы" в хвостовой части, "Сворд" очень не плохо "лег" в масштабированные чертежи Koku-Fan и, чисто субъективно, "худоба" имеет место быть, но не все так страшно.
Еще из "минусов": невозможность сделать стоковый фонарь закрытым. Стыковка козырька и сдвижной части отвратительная.
Из устранимых минусов, если знать заранее: слишком длинные стойки - модель в сравнении с прототипом стоит " на цыпочках", несоразмерно большой вылет посадочных щитков за пределы крыла: тупо срезать их не получится, пришлось наращивать верхнюю часть крыла.
И, в других условиях не критичный недостаток: фюзеляжные пулеметные порты смещены на 1-1,5 мм от осевой самолета -у модели от "Сворд" получается так, что порты выходят за пределы полосы анти-блика, чего не было на прототипе и это здорово заметно. Учитывая, то, что порты пришлось глухо шпаклевать и насверливать - вполне себе выполнимое действие.
Модель выполнена в варианте "Гранатометчика": Ki-44-II Otsu из 1 эскадрильи 47-го полка. Авиабаза Наримасу под Токио, конец 1944 года.
Hasegawa 1/72 Ki-44-II
Модель 1972 года, переиздавалась огромное количество раз, в том числе в спаренных наборах (два пластика в коробке) . Последнее переиздание в в 2020 году. Уверен, будет переиздаваться.
Предлагается построить усредненную модификацию "Ki-44-II", но как правило, это Hei. Если дается суб-модификация Otsu - обязательно оговаривается, как здесь:
Из плюсов -внутренняя расшивка и интересные варианты, встречающиеся в комплектациях Limited Edition.
Минусы таковы, что модель может рассматривать только как игрушка. Толстый , раздутый, короткий фюзеляж непропорционально сужающийся к хвосту. Вставка, этак примерно на 3 мм у хвоста, не поможет из-за узкой хвостовой части. Как это исправлять - неведомо.
На этом фоне непонятно какой фонарь, убогая деталировка и пустые ниши шасси уже не имеют значения.
Tamiya 1/72 Ki-44
Да. Именно так. Без указания модификации, ибо модель 1964-го года.
На литниках это выглядит так:
В готовом виде это выглядит так:
Отличный вариант для коллекционеров древностей и коробок. На EBay, думаю, можно найти.
Для них же модель от Fujimi в масштабе 1/70.
Как-то так.
Всем удачи и здоровья.