Всем привет! Я — Марина, у нас с мужем разные вкусы в кино, поэтому мне часто приходится смотреть любимые фильмы в одиночестве. Своими мыслями я делюсь в этом блоге. Добро пожаловать!
Сериал Великолепный век изобилует яркими женскими персонажами. Еще бы — действие разворачивается во дворце султана Османской империи, преимущественно в его гареме. А гарем — это ни что иное, как женский коллектив со всеми вытекающими.
Появление и последующая жизнь Хюррем во дворце постоянно сопровождается скандалами, противостоянием или открытой враждой почти со всем женским населением Топкапы. Но если на нелюбовь простых наложниц к своей особе будущая Хасеки плевать хотела, едва переступив порог гарема, то с династийными леди ей почти сразу пришлось вступить в борьбу, которую леди начали без предупреждения.
Я имею в виду, конечно, Валиде-султан и Махидевран, к которым в следующих сезонах присоединилась Хатидже и другие сестры султана Сулеймана.
Открытой, правда, эта борьба стала не сразу — ни со стороны Валиде и Ко, ни со стороны Хюррем. Хотя, что я говорю, открытая борьба — это не женский вид спорта. Дамы предпочитают уничтожать противницу втихую: строить козни, плести интриги, заманивать в ловушку, из которой не будет выхода. Ну а там, куда кривая выведет. Но весь смак женской борьбы — в моральном насилии и науськивании оболваненных мужиков на соперницу.
"Великолепный век", несмотря на типично женский антураж — красивые женщины, мужчины, костюмы, интерьеры и любовь — весьма остросюжетный сериал. И правдивый. Его нельзя назвать исторически достоверным, о чем съемочная группа деликатно напоминает перед заставкой каждой новой серии. Но принципы жизни власть имущих Османской империи 16 столетия показаны весьма исчерпывающе: жестокая борьба за выживание в которой жизни проигравших не стоят ломаного гроша.
Но, поскольку изначально проект был ориентирован на женскую аудиторию, а сценаристы не обладали даром ясновидения и не могли предугадать будущую сверхпопулярность сериала, они пошли царским путем: выведением потенциальных зрительниц на эмоции. Ну так, чтобы понеслась душа в рай. Чтобы от увиденного на экране то захлестывала ярость, то душила обида, то таяло сердце от нежности. Именно поэтому Хюррем периодически заламывает руки с криком: "За что они так со мной"? А Махидевран льет горькие слезы и как мантру твердит, что "скоро снова будет счастлива со своим повелителем как раньше".
В какой момент в сериале становится понятно, что Сулейман навсегда разлюбил Махидевран
При этом, если приглядеться внимательно, яркие эмоции и молнии из глаз по статусу положены только династийным особам: Хюррем, Махидевран, Хатидже. Даже вошедшая в почтенные годы Айше Хафса Валиде султан порой мечет громы и молнии. Позже Шах, Михримах, Михриниссе и другим "хатун-султан". Не буду перечислять. Обращу ваше внимание только на тот факт, что остальным персонажам переживать такой накал страстей не приходится, хотя события их жизни не менее драматичны: стоически держащая удары судьбы Гюльфем, умница Нигяр, вечно вредящая себе и другим дурочка Гюльшах, смиренная Гюльнихаль, которую заклятая подружка Хюррем чуть не оставила с жуткими шрамами на всю жизнь. Садыка-Виктория так вообще "книга в книге": храбрая девушка приехала в гарем на верную гибель, чтобы отомстить за убитого жениха и свою несостоявшуюся счастливую семейную жизнь.
Но их эмоции показаны не так глубоко, как эмоции великих жен династии. Бесспорно, Хюррем, Махидевран и Хатидже — центральные женские персонажи, к которым должно быть приковано внимание аудитории. Они также ключевые фигуры в истории той эпохи.
Как верно говорится, за каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Если говорить о правителях Османской империи, то этой женщиной была... мать шехзаде. Успех и сама жизнь каждого шехзаде по большей части зависела только от мудрости, благоразумия и качества усилий его матери в деле продвижения сына по направлению к трону в Топкапы. Как впрочем, и успех и жизнь ее самой. (Если не сам факт существования, то качество жизни так точно, в большей степени моральное. Потому что естественное желание любой матери уйти из этой жизни раньше своих детей, а в случае наличия сына шехзаде этого никто не мог гарантировать).
Поэтому война Хюррем и Валиде с Ко была неизбежна. И дело не в том, что Хасеки была урожденная русская рабыня, которая "увела" Сулеймана у весенней розы Махидевран и одну за другой попирала традиции семьи османских властителей. Это красивая эмоциональная ширма за которой скрывается банальный животный страх за жизнь. Сначала свою, а потом сыновей. (Любимого внука Мустафы для Валиде-султан).
В жизни, полагаю, Махидевран в своих покоях чаще билась в истерике представляя себя в кожаном мешке в волнах Босфора, а не страдая от веселого смеха Хюррем в покоях повелителя. Примерно тоже самое самое пугало (во всяком случае поначалу) и будущую Хасеки. С взрослением сыновей страхи сместились в сторону шелковых шнурков, которыми расправлялись с членами правящей династии. Но показать все это в сериале заведомо означало бы его полный провал еще в первом сезоне, потому что женщины такое смотреть не стали бы. Поэтому жестокую реальность жизни османских султанш сместили в более органичную для женского восприятия плоскость бразильских сериалов о бесконечной любви, лютой ревности и жгучей зависти.
Участие Валиде в борьбе против Хюррем в сериале парадоксально. С одной стороны, оно противоречит исторической правде, поскольку у реальной Валиде с Хюррем были вполне вполне дружеские отношения. С другой, вполне оправдано... с точки зрения истории. Реальная Айше Хафса султан пережила страшные времена борьбы своего мужа Селима Грозного с его братом Ахмедом: в случае победы последнего она потеряла бы и мужа, и сына, шехзаде Сулеймана. Поэтому учитывая ее любовь к Мустафе, вполне объяснимо, что Валиде опасалась если не за Махидевран, то за любимого внука так точно.
В сериале мудрая Валиде, прожившая жизнь, сразу увидела в Хюррем сильную соперницу. И хотя она старалась не думать об этом, но каждый шаг Хюррем все более ясно давал матери султана понять, что шансов у безмозглой Махидевран противостоять второй "невестке" мало. Как поняла и то, что интересы ее истеричной, инфантильной и слабохарактерной дочери, рано или поздно схлестнутся с интересами непотопляемой русской рабыни.
Бывшая некогда любимой женщиной падишаха, Валиде точно знала, что жена - это шея, а муж всего лишь голова... И она знала жестокий закон Фатиха, который рано или поздно сделает опасными и безжалостными соперницами всех женщин, которым не посчастливилось родить султану сыновей... Хюррем, как говорится, уговаривать долго не пришлось бы.
Вот такой ящик с двойным дном. Восточная шкатулка со страшным секретом. Так что сказка ложь, да в ней намек... Лично для меня, противостояние Хюррем и династийных женщин интересно именно с точки зрения борьбы за выживание, а не за сердце Сулеймана. Любовь, она-то все равно проходит рано или поздно. А жить — оно всегда лучше! Вы со мной согласны?
А вы как считаете? Согласны со мной? Делитесь своими мнениями в комментариях. Если статья понравилась, ставьте 👍 и подписывайтесь, впереди много интересного!