Давайте поговорим о сумасшествии массовом, осознанном и регулярном, но при этом довольно безобидном и веселом, которое случалось раз в году и охватывало самые плохо ассоциирующиеся с развязным поведением слои населения. Дело в том, что в средневековой Европе существовала традиция отмечать так называемый «Праздник дураков», активную роль в котором играли католические священники. Несмотря на свое название, он не имел отношения ни к психическим заболеваниям, ни к 1 Апреля, но судя по сохранившимся описаниям, позволял горожанам вести себя как самые настоящие безумцы.
Праздник дураков отмечался вскоре после Рождества, чаще всего он приходился на 1 января, которое тогда еще не было первым днем нового года. Сохранилась жалоба, отправленная в 1445 году советом теологического факультета Парижского университета прелатам Франции, в которой содержалось весьма занятное описание весьма странных мероприятий:
“В часы службы священников и подьячих можно увидеть в масках с чудовищными харями. Они танцуют в хоре, одетые как женщины, сводники или менестрели. Они поют распутные песни. Они едят кровяную колбасу возле алтаря, пока священнослужитель служит мессу. Они там играют в кости. Они воскуривают вонючий дымом от подошв старых ботинок. Они бегают и прыгают по церкви, не краснея от собственного стыда. Наконец они разъезжают обнаженными по городу и его окрестностям в потрепанных телегах и повозках, чем вызывают смех своих товарищей и случайных прохожих, демонстрируя непристойные жесты и выкрикивая непристойные стихи”. Священники запрягались в груженные навозом телеги и носились с ними по городским улицам, забрасывая прохожих грязью. Более того, дьяки и подьячие избирали из своего круга самого бестолкового, которого называли Папой или епископом дураков, который должен был проводить пародийную мессу. Назначенному дурацкому папе вручали специфическое одеяние и посох… Праздник и правда выглядел чистым сумасшествием, потому что в его ходе нарушались все признанные религиозные запреты: священники вели себя развязно, в собор затаскивали осла и подводили его к алтарю и делали другие странные вещи.
Приведенный выше рассказ чрезвычайно будоражит и удивляет современного читателя своим неописуемым чадом кутежа, исходившим от людей, которые традиционно выглядят поборниками аскетизма и морали. Правда, его авторы – парижские богословы – никогда не видели описываемых событий воочию, но были кровно заинтересованы в запрете праздника по причинам внутрицерковной борьбы. В связи с этим происходящее они прямо называли «язычеством и идолопоклонством» и всячески сгущали краски. В таком виде Праздник дураков попал в роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», откуда о нем узнавали многие поколения читателей.
Американский историк Макс Харрис внимательно изучил сохранившиеся исторические документы и пришел к выводу, что в реальности все было не так, как на самом деле. Чтобы понять, как возник Праздник дураков, нужно совершить путешествие из позднего Средневековья в Античность.
В Древнем Риме годовой цикл начинался в январе с празднования Календ. Это был один из самых любимых горожанами праздников, и они широко отмечали его. Это привело к тому, что Календы широко распространились по всем провинциям империи. Они пережили принятие христианства, и традиция отмечать их повсеместно сохранялась долгое время. К V-VI векам праздник был заметно секуляризован и никак не ассоциировался с язычеством в народном сознании. За этими скучными наукообразными фразами скрывается описание массовых народных гуляний, максимально похожих то, о чем рассказывали парижские теологи в своей кляузе. В зимние дни по городским улицам носились толпы ряженых, они цепляли на себя маски, замазывали лица углем или навозом, чтобы выглядеть страшнее. Солдаты надевали на себя женскую одежду и так разгуливали по городу, небритыми, бородатыми, пахнущими перегаром, стараясь как можно меньше походить на представительниц прекрасного пола. Они врывались в административные учреждения, в богатые дома и требовали для себя угощения. Передразнивали чиновников, священников, своих правителей. Так зарождались современные карнавалы вроде знаменитого венецианского.
Календы распространялись по всей Европе, куда приходило христианство, но при этом они стали настоящей головной болью для церкви, тем более что наряду с солдатами среди пьяной толпы все чаще был заметен младший клир. И вот уже в XII веке у кого-то из французских настоятелей местных соборов родилась идея начать проводить свой церковный праздник в честь младших церковных чинов. Цель этого была проста – отвлечь коллег от недостойного празднования календ.
Праздник получил название в честь Дураков, что как бы показывало, за кого епископы считали своих подчиненных. Шутка. На самом деле такое странное название было принято из-за того, что в теологии выделялось две категории «глупости»: первая – это не верить божественную благодать, а вторая – это та глупость, которой Бог посрамил мудрецов, когда слабый возвысился над сильным, бедный над богатым, Христос, родившийся в яслях, – над земными царями и т.д. То есть непонятная человеческому разуму «божественная глупость», когда последние стали первыми, суть которой – провидение.
Новый праздник был назначен на день Обрезания Господня, приходившийся на 1 января, на самое начало Календ. Первоначально он не представлял из себя чего-то из ряда вон выходящего, а потому интересного. В этот день в ходе церковной службы кого-то из самых младших священнослужителей провозглашали епископом дураков. Он переодевался в тожественное облачение и проводил торжественную мессу вместо настоящего епископа. Младшие и старшие священники менялись во время службы своими ролями. После чего спокойное чинное шествие направлялось через город, затем происходила праздничная трапеза, а на следующий день все возвращалось на круги своя. Продолжалась эта скучная идиллия около двух веков подряд.
Параллельно с этим, несмотря на постоянные запреты, среди горожан после Рождества продолжал отмечаться старый добрый карнавал. Там люди продолжали веселиться вовсю, надевать маски, приставать к прохожим, пикетировать богатые дома, требуя угощения. На такой праздник обычно избирали «короля дураков» или «короля шутов» из числа тех, кто был пострашнее или имел подходящее чувство юмора. Для феодального общества, в котором было четко поделено как по вертикали, так и по горизонтали, инверсия социального статуса, сопровождавшая карнавал, была как глоток свежего воздуха. Сапожник мог побыть «рыцарем», мясник – «медведем», цирюльник – «королем», проститутка – «монашкой» и т.д.
Вместо беснующихся римских легионеров карнавальным авангардом стали средневековые студенты, не даром пользовавшиеся дурной славой. И в обычные дни встречаться в темном переулке с толпой вагантов было не безопасно, а в дни календ толпы пьяных и высоко мотивированных на совершение беспорядков здоровых лбов превращались в настоящее бедствие. Студенты объединялись между собой в молодежные братства и задирали случайных прохожих. Например, они могли схватить какого-то уважаемого человека, посадить в клетку и носить в ней по городу, выкрикивая оскорбления и шутки ниже пояса, пока схваченный не заплатит выкуп. Однажды шествие студентов встретилось с процессией клириков, организованной в честь дурацкого праздника. Встреча закончилась в пользу школяров, так как священнослужители оказались избиты, а «епископ дураков» взят в плен и утоплен в реке.
Так или иначе, Праздник дураков и карнавал стали потихоньку сливаться в одно мероприятие. Во-первых, сами храмы старались устраивать все более праздничные и оригинальные службы, во-вторых, молодым священникам тоже хотелось расслабиться «в нерабочее» время, и они радостно присоединялись к всеобщему веселью на улицах. Например, в 1394 году королевский чиновник Вивьен постановил отменить празднования на День Обрезания в Ниме, обнаружив, что в этот день клирики и прихожане местного собора, мужчины и женщины устраивали под сводами храма песни, танцы, пьянки и всеобщее веселье и вели себя неприлично. Горожанам и настоятелю было искренне не понятно, что же такое предосудительное они делали и потому завязалась долгая бюрократическая переписка: один настаивал на запрете, другие боролись за продолжение банкета.
Разгул веселья не мог не обратить на себя внимание со стороны папских легатов и городских капитулов, для которых чрезмерное проявление радости казалось предосудительным. Кто-то из них хотел сделать громкое имя на борьбе с «языческими проявлениями» дурацкого праздника, кто-то руководствовался исключительно слухами, кто-то боролся за чистоту веры. Поэтому, начиная с XV века, Праздник дураков постоянно пытаются запретить. Поскольку речь шла о чисто французской традиции, не регулировавшийся какими-то общекатолическими канонами, на это были все основания. Борьба с праздником происходила с переменным успехом: с одной стороны, запретительная кампания набирала обороты, с другой – людям на местах эта традиция нравилась, и они желали ее продолжать. В итоге окончательно искоренить традицию Праздника дураков удалось только к XVII веку.
Автор - Дмитрий Сувеев