Найти тему
История войн и оружия

Советский танк Т-80 и Т-80Б/БВ: ленинградская переработка Т-64.

Т-80Б
Т-80Б

В 1968 г. в СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде разрабатывался основной боевой танк Т-80, как развитие харьковского Т-64.

Дизель планировали заменить на газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1 000 л. с. конструкции В. Я. Климова, именно в таком варианте первый прототип Т-80 как "Объект 219 СП1" был изготовлен в 1969 г.

"Объект 219 СП1" был модификацией Т-64А с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т. В ходе испытаний ходовая часть Т-64 оказалась ненадежной и не могла реализовать возросшие динамические характеристики танка с ГТД. Всего изготовили 31 танк этой модификации.

Следующей машиной был "Объект 219 СП2" у него была изменена ходовая часть для полной реализации возможностей ГТД. На танк установили гусеницы с обрезиненной беговой дорожкой и резинометаллическими шарнирами. Выпустили его серией из 127 танков в период с 1971 по 1976 гг.

Дополнительным преимуществом ГТД с его высокочастотным звуком и обрезиненных гусениц стало то, что за 30 м танк не слышно.

Трансмиссию также переработали для ГТД, она механическая, с гидравличе­ской сервосистемой управления.

С 1976 г. по 1978 г. начал выпускаться основной боевой танк Т-80 (1976 г.) с двигателем ГТД-1000Т (1 000 л. с.) и башней, которая была унифицирована с Т-64А с 125-мм пушкой 2А46-1 с теплозащитным кожухом, электромеханическим МЗ (подобным Т-64) и оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49. Боевая масса составила 42 т.

Ходовые испытания "Объекта 219" выпуска 1974 г. в марте того же года.
Ходовые испытания "Объекта 219" выпуска 1974 г. в марте того же года.

На вооружении стали находиться сразу три основных танка - Т-64, Т-72 и Т-80. Они по боевым характеристикам друг от друга отличались незначительно.

От Т-64А у Т-80 остались пушка, боеприпасы и механизм заряжания. Первые Т-80 получили башни как у Т-64А.

Совершенствование СУО танка "Объект 219" шло в направлении повышения точности измерения дальности, что позволило бы сократить время подготовки выстрела.

Велись работы в рамках модернизации штатного оптического танкового прицела-дальномера ТПД-2-49 с ним сопрягали лазерный дальномер. Совместными усилиями удалось создать конструкцию квантового прицела-дальномера ТПД-К1 (шифр "Торос").

Результаты испытаний показали, что время подготовки первого выстрела сократилось в 1,5 - 2 раза, эффективная дальность стрельбы с места увеличилась на 500 м, с ходу на 300 м. Процесс измерения дальности упростился.

Т-80Б получил систему управления 1А33 "Обь", разработанную для Т-64Б. По элементам конструкции "восьмидесятка" была унифицирована с Т-64А и Т-64Б.

Компоновка Т-80 как у Т-64А. Для улучшения обзорности установили три смотровых прибора вместо одного.

-3

Т-80Б (1978 г.) получил модернизированную пушку 2А46-2, новую систему управления огнем 1А33, ввели комплекс управляемого вооружения 9К112-1 "Кобра" (танк мог запускать противотанковые управляемые ракеты "Кобра"), систему запуска дымовых гранат 902А "Туча". Также улучшили характеристики защиты.

С 1980 г. начали ставить двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1 100 л. с. С 1986 г. пушку ставили уже 2А46М-1.

Ходовая часть Т-80 содержит опорные катки с наружной обрезинкой, штампованные элементы гусениц в местах контакта с опорными катками выполнены обрезиненными. Удалось добиться уменьшения вибрации, передаваемой от ходовой части на корпус танка и значительно снизило уровень шума, создаваемого при движении.

Тогда не были созданы дизельные двигатели мощностью 1 000 л. с. и более, поэтому военные посчитали, что наиболее перспективным будут ГТД.

Конструктор Н. С. Попов к тому же всячески препятствовал организации производства двигателя 6ТД-1, который был разработан в конце 70-х и должен был быть поставлен в Т-80.

На тот момент в высших кругах страны постоянно шла дискуссия - какой из двигателей лучше. ГТД был дороже дизеля, был прожорлив, что требовало дополнительных затрат на его транспортировку и установку больших баков в танке.

Решающую роль сыграл Д. Ф. Устинов, он решил, что Т-80 с ГТД будет ответом американскому "Абрамсу".

С 1976 г. Т-80 выпускался с ГТД Калужского моторного завода Министерства авиационной промышленности. Этот двигатель был разработан ЛНПО имени Климова в период 1968 - 1972 гг.

Двигатель получил обозначение ГТД 1000Т, на стенде он развивал 1000 л. с., на танке это соответствовало 795 л. с., расход топлива на танке 270 г/э. л. с. ч. Гарантийный срок работы составил 500 часов, моторесурс 1000 часов.

Двигатель может быть заменен за 5 часов, каждая коробка передач за 4,5 ч. На Т-72 двигатель менялся за 24 часа, коробка передач 10,5 часов, гитара 17,7 часа.

Правда, ГТД-1000Т стоил в 1970 г. 167 тыс. руб, а целый Т-64 стоил всего на 7 тыс. дороже. Получилось так, что Т-80 стоил как три танка, при этом "восьмидесятый" превосходил "шестьдесят четвертый" только в максимальной скорости. В 1976 г. Т-80 стоил 480 тыс. руб., а Т-64А - 140 тыс. руб.

С запуском ГТД в серию его стоимость снизилась до 100 тыс. руб. Но все же Т-80Б по сравнению с Т-64Б с одинаковыми СУО стоил в 2 раза дороже.

Конечно Устинова не все поддерживали, в том числе начальник ГБТУ Бабаджанян и сменивший его в 1980 г. Ю. Потапов, но они открыто свое мнение не высказывали.

Автомат заряжания Т-80 и Т-64 идентичны.

Первые Т-80 получили прицел наводчика ТПД-2-49 с оптическим базовым дальномером, с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали.

Позже в корпусе этого прицела установили модуль лазерного дальномера и элементы его сопряжения с оптическим прицелом. Прицел получил название ТПД-К1.

Наиболее распространенной модификацией Т-80 стал Т-80Б с СУО 1А33 "Обь" с комплексом управляемого вооружения 9К112, заимствованным с Т-64Б.

У наводчика была ночной прицел ТПН3-39 и электронно-оптический преобразователь (ЭОП) первого поколения с дальностью опознания цели в пассивном режиме 850 м и в активном режиме с подсветкой до 1 200 м.

Прицел ТПД-К1 в дальнейшем использовался в Т-72А и Т-64А. Наводчик должен навести марку прицела на цель, измерить дальность, выбрать боеприпас и произвести выстрел.

С пушкой спарен 7,62 мм пулемет ПКТ. На основании люка командира танка установлен зенитный 12,7 мм пулемет НСВТ. Дистанционного управления у зенитного пулемета нет. Командир вынужден вращать командирскую башенку, которая с пулеметом весит 300 кг.

Для лобовых и бортовых деталей корпуса Т-80Б использовали катанную броню повышенной твердости БТК-1.

Башня из литой брони средней твердости с заливаемым стержнем как у Т-72А причем толщина брони башни Т-80 больше, такие башни стали серийно выпускаться с 1977 г.

Т-80БВ.
Т-80БВ.

В 1985 г. на вооружение приняли Т-80БВ. Бронезащита лобовой части корпуса и башни состоит из усиленной комбинированной брони и навесной динамической защиты "Контакт-1".

Для обмана ракет и тепловыми головками самонаведения удалили место выхода горячих газов от кормового бронелиста, чтобы боеприпас не попадал в зону МТО. Кроме того комплект оборудования подводного хождения разместили на корме башни и тем самым прикрыли значительную часть МТО.

Внутренние стенки боевого отделения и отделения управления покрыли слоем подбоя из полимерного материала. Он препятствует образованию мелких броневых осколков, которые откалываются от внутренней поверхности брони, когда противник попадает в танк кинетическими и бронебойно-фугасными боеприпасами. Также подбой является дополнительной защитой от гамма-излучения. Для защиты от радиации в сиденье механика-водителя поставили вставку и закрыли его специальной плитой.

Чтобы защитить экипаж от нейтронных бомб экипаж почти полностью прикрыт антинейтронным поясом, это и подбой и топливные баки снаружи и внутри машины.

Система защиты экипажа от радиоактивного или химического заражения воздуха срабатывает автоматически по сигналу с датчиков приборов химической и радиационной разведки. Срабатывают механизмы уплотнений и включается фильтровентиляционная установка, которая создает в танке избыточное давление очищенного воздуха. Срабатывает звуковая и световая сигнализация, оповещающая о заражении местности.

При возникновении пожара глушится мотор и прекращается к нему доступ воздуха, потом подрывается пиропатрон одного из трех баллонов с огнегасящим составом и через распылитель заполняется место возникновения пожара.

После гашения пожара включается ФВУ и удаляет продукты сгорания и огнегасящий состав из обитаемых отделений танка, становится возможным запуск двигателя.

На Т-80 установлены дымовые гранатометы 902Б "Туча", танк снабжен устройствами самоокапывания и для навешивания минного трала.

Позже разработают Т-80У и Т-80УД, которые станут лучшими советскими танками конца 80-х гг.

К концу 80-х гг. в Советской армии было около 100 танков Т-80, 3 700 танков Т-80Б и 600 Т-80БВ. В группе советских войск в Германии в 1987 г. было 2 260 танков Т-80Б и Т-80БВ и около 4 000 Т-64А, Т-64Б и Т-64БВ.

Т-64 и Т-80 составляли основу советских танковых войск.

Спасибо за прочтение.

Источник: Википедия, Т-80 и Т-80Б. Танковая мощь современной России Часть 5-я. Основной боевой танк Т-80.

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.

***