Из опалы республику вернули гуманисты эпохи возрождения. Религиозное влияние в эту эпоху несколько ослабевает, и Небо, так тесно заключившее европейцев в свои удушающие объятия, постепенно ослабляет хватку. Тогда, вспоминая Аристотеля и Цицерона, некоторые мыслители достают из памяти и античные представления о республике. Но вряд ли можно назвать кого-то, кто внёс больше вклада в теорию, чем знаменитый флорентийский философ и политический деятель, автор трактата “Государь” Никколо Макиавелли (1469-1527).
Модернизация республики
Этому выдающемуся итальянцу было очевидно, что архаичная, непригодная для крупных держав и современного общества классическая теория республики устарела и не может быть применена на практике. И поэтому он существенно обновил её, чтобы приспособить к существующим реалиям. И хотя чувствуется острая потребность написать о нём и о контексте времени побольше для понимания неоримского республиканизма, но лучше посвятить этому отдельный текст.
Все государства, обладающие властью над людьми есть либо республики, либо принципаты, пишет флорентиец. И впервые в этом трактате звучит нововременное понимание этого термина.
Конфликт - двигатель прогресса
Если Цицерон говорил о согласии, как важнейшем связывающем факторе, то Макиавелли, напротив, решительно отвергает этот элемент. По его мнению, столкновения плебса и патрициев в Римской республике двигали прогресс и помогали римлянам сохранять свободу. Конфликты - не угроза государству, а залог его процветания, ведь, споры, дискуссия и компромиссы позволяют государству не находиться в состоянии застоя и постоянно развиваться. Классический республиканизм исключает возможность оппозиции, в то время как нововременной не просто допускает её, а считает важнейшим условием. В классической (античной) традиции знать мудрая и умеренная. У Макиавелли знать жадная и хочет полного господства над другими классами, в то время как народ беззаботен и хочет лишь безопасности. Он не предлагает помирить классы или подчинить один из них другому. С его точки зрения, республика тогда становится республикой, когда из конфликтов разных групп рождаются законы, благостные не для частных интересов, а для всего сообщества.
Res publica - сообщество вооружённых граждан
Общее благо (напомним, что слово res publica переводится как дело общее) ничего не стоит, если оно не может быть защищено от агрессии извне. Увы, Флорентийская республика не могла похвастаться значительной военной мощью. Защищала её в основном наёмническая армия. А наёмники имеют ряд серьёзных недостатков. Во-первых, они весьма ненадёжны и могут, услышав соблазнительный звон монет со стороны неприятеля, легко предать своего изначального нанимателя и отправиться служить недавнему противнику. Во-вторых, они угрожали политической независимости республики, ведь в истории итальянских городов-государств случалось так, что руководители наёмной армии захватывали власть и объявляли себя сеньорами. Наконец, в-третьих, нежелание граждан участвовать в войне и заниматься своими частными делами означает, что пропадает важнейший элемент республики - доблесть. Члены сообщества становятся ленивыми, неспособными на подвиги и даже на защиту собственной свободы от чужого влияния. Такая республика обречена на гибель.
Поэтому новым важнейшим и неотъемлемым элементом республиканской идеи становится всеобщее вооружение народа. Граждане должны быть поголовно вооружены и готовы в случае войны дать отпор захватчику.
Res publica - сообщество равных граждан
Макиавелли не обходит стороной вопрос о том, как должна быть устроена экономика в республике. Разумеется благоприятным для сообщество является такое состояние, когда все её граждане материально равны. И поэтому законы должны быть устроены таким образом, чтобы это равенство поддерживать. Бедность для республики не большая беда. Она воспитывает и закаляет дух, в отличие от роскоши, которая расхолаживает и убивает доблесть и потому должна быть ограничена законом.
Res publica - сообщество верующих граждан
Но и подходу Августина Блаженного здесь было место. Напомню, что Августин Аврелий, рассуждавший о Цицероне, отказал Римской республике в таком статусе, указывая, что согласие в сообществе по вопросам права возможно только тогда, когда в центре такого согласия лежит вера во Христа. Макиавелли не был фанатичным христианином и видел в религии скорее инструмент для достижения цели, чем самоцель. Он считал, что религия может быть той мощной силой, идеей, которая бы соединяла граждан республики друг с другом во имя свободы.
Флоренция и Венеция
“Конфликтная” теория республики оказалась неприемлемой для многих современников Макиавелли. Флоренция (которой, по мнению мыслителя, как раз недоставало того, чтобы направить конфликты в конструктивное русло), хотя номинально сохраняла республиканские институты, фактически была наследственной сеньорией, то есть монархией. Очень недолгое существование республики, свободной от диктатуры семьи Медичи, происходило как раз в тот период, когда Никколо занимал пост секретаря.
Но Флоренция была не одинока на Апеннинском полуострове. Венеция тоже имела республиканские институты. В эпоху войны этого государства с французским королём, политический деятель Гаспаро Контарини написал политический трактат “О магистратах и устройстве Венецианской республики” (1543), где скурпулёзно описал механизм функционирования венецианской демократии. Сделал он это для того, чтобы французский монарх, прочитав трактат, убедился в необходимости оставить в покое это государство и не причинять ему никаких обид. Произведение это, как и вообще общественное устройство Венеции, заслуживает отдельного текста.
Литература
Серж Одье. Теория республики. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021. - 174 с.
Хархордин О. В. Республика или Дело публики. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. - 162 с.