Найти в Дзене

Мушкетер XV века (часть 29) Наместник герцога и надежда Отечества

Итак, дофинисты празднуют победу и освобождение города Монтаржи, а тем временем англичане, снарядив огромный флот, выдвигаются к берегам Франции, чтобы взять Орлеан. Рыцарское слово и сама рыцарская честь (граф Солсбери обещал не трогать земли плененного Карла Орлеанского, который не мог сам защитить свои земли) отбрасываются, как ненужный хлам, когда встает вопрос денег. Английская казна пуста, так как долгоиграющая война - не самое лучшее средство для пополнения бюджета. (На мой взгляд, есть еще одна причина: да, Карл в плену, но наш Жан тоже Орлеанский и неплохо справляется как с управлением герцогством, так и с разгромом захватчиков. Так что неудивительно, что англичане решили про свое обещание забыть.) Идее о наступлении на Орлеан способствовала и та неразбериха, что творилась в ставке дофина: сменяющие друг друга фавориты, коннетабль, которому Карл не верил. Де ля Тремойль, захвативший и место и жену предыдущего любимчика (подробнее об этом можно прочесть в статье, ссылку на кото

Итак, дофинисты празднуют победу и освобождение города Монтаржи, а тем временем англичане, снарядив огромный флот, выдвигаются к берегам Франции, чтобы взять Орлеан. Рыцарское слово и сама рыцарская честь (граф Солсбери обещал не трогать земли плененного Карла Орлеанского, который не мог сам защитить свои земли) отбрасываются, как ненужный хлам, когда встает вопрос денег. Английская казна пуста, так как долгоиграющая война - не самое лучшее средство для пополнения бюджета. (На мой взгляд, есть еще одна причина: да, Карл в плену, но наш Жан тоже Орлеанский и неплохо справляется как с управлением герцогством, так и с разгромом захватчиков. Так что неудивительно, что англичане решили про свое обещание забыть.)

Идее о наступлении на Орлеан способствовала и та неразбериха, что творилась в ставке дофина: сменяющие друг друга фавориты, коннетабль, которому Карл не верил. Де ля Тремойль, захвативший и место и жену предыдущего любимчика (подробнее об этом можно прочесть в статье, ссылку на которую я дам в конце рассказа), был озабочен не противодействием захватчикам, а удалением от двора де Ришмона и Иоланды, в которых он видел угрозу своему положению и своему кошельку. Причем он действительно преуспел в этом вопросе, так как коннетабль, всерьез опасаясь за свою жизнь, удалился от двора, а Тремойль хитростью выманил у Карла запрет на возвращение своего врага.

Замок в Шиноне. Фото из открытых источников
Замок в Шиноне. Фото из открытых источников

Не остановившись на достигнутом, фаворит силой выгнал графиню де Ришмон из замка Шинон, который в будущем станет новым местом обитания двора. Оскорбленный коннетабль попытался вновь занять Бурж (фишка, которая уже однажды сработала с Луве) и Карл поручил освободить город (от своих же!) не кому-то, а именно нашему герою с товарищами, с которыми он сражался под Монтаржи. Снова, уже с подачи де ля Тремойля назревает еще одна гражданская война, но, к счастью, занять Бурж у Ришмона не получилось и ему пришлось отступить.

Словом, Карлу и его окружению вообще не до англичан, а последние тем временем окончательно определились с Орлеаном и его захватом. Узнав об этом, Карл Орлеанский в своем плену срочно отправил во Францию распоряжение, согласно которому наш Бастард в 25 лет стал официально герцогским наместником, получившим всю полноту власти. В благодарность за согласие взять на себя тяжкую ношу, Карл подарил сводному брату графство Шато-Порсьен. Таким образом наш герой взял на себя ответственность не только за герцогство, но и, получается, практически за всю страну, стремясь спасти ее от оккупантов.

Весной 1428 года Орлеан начал готовиться к осаде, а Жан Орлеанский отправился в Бурж к Карлу в попытке раздобыть средства. Казна пуста и дофин решает снова созвать Генеральные Штаты, чтобы провести новые налоги. Тем временем англичане тоже готовятся к осаде запасаясь продуктами и фуражом. Их казна тоже пуста и граф Солсбери отдает приказ разграбить церковь Святой Девы в Клери. (Вот объясните мне: где почитание Господа? Что за странное деление - свои церкви чтим, французские грабим? Я понимаю еще, когда веры разные, но тут то одна!) Похоже, что подобный вопрос возник не у меня одной, потому что даже английские солдаты втихомолку шептались, что подобное святотатство может выйти им боком.

Нотр-Дам де Клери. Фото с сайта http://ru.esosedi.org
Нотр-Дам де Клери. Фото с сайта http://ru.esosedi.org

Храм действительно загадили и разграбили вчистую, и английская армия начала свой путь к Орлеану. (После одной из статей у нас с читателями завязался разговор о том, был ли Бернар Арманьяк действительно жестоким. Я тогда ответила, что такими были все военачальники того времени и вот сейчас приведу еще одно доказательство: в одном селении местные крестьяне приняли англичан за французов и радостно их встретили. Граф Солсбери приказал использовать их на ремонте моста, а потом хладнокровно отдал приказ уничтожить всех. И всех вырезали. Время было такое.)

В сентябре 1428 года англичане заняли Мёнг, перерезав сообщение между ставкой дофина и Орлеаном. И тогда же в Шиноне собрались Генеральные Штаты. Что случилось дальше, я обязательно расскажу в следующей статье, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Другие статьи, упомянутые выше, и предыдущие части нашей истории можно найти здесь:

Мушкетер XV века (часть 28) О рыцарской чести, рыцарской славе и рыцарском предательстве

Мушкетер XV века (часть 27) Как Бастард Орлеанский стал желанной добычей для придворных красоток

Катрин де л'Иль-Бушар. Как при помощи пеленок превратиться из ночной королевы в реальную