Современные художественные фильмы о Великой Отечественной войне решают различные задачи. Одной из таких задач можно считать ознакомление современной молодёжи с подвигами наших дедов и прадедов, защищавших Родину от немецко-фашистских захватчиков.
Однако, рыночные отношения вносят свои коррективы. И если зрелищность, определяющая кассовые сборы, вступает в противоречие с правдой, последнюю корректируют в угоду первой. Зачастую это происходит в силу недостаточной компетенции лиц, привлекаемых в качестве технических экспертов.
Давайте рассмотрим подобные метаморфозы на примере танков в современном художественном кино.
Чаще всего, ошибки (или сознательное искажение действительности) касаются 4 позиций.
Танки «из будущего»
Основной танковый парк Вермахта, в июне 1941 года, составляли лёгкие танки T-II, T-III германского производства
и чешский LT vz.38. Cредних танков, T-IV, было не так много. Но подбитый в кадре T-IV, 44 года выпуска, смотрелся в августовских боях 41 года более выигрышно.
Та же проблема касалась и советской техники. Т-34 лихо атакуют по нескольку машин в одном бою и разносят оборону противника в пух и прах. Вот только одна незадача. На экранах Т-34-85, который стал массово поступать в войска только во второй половине 1944 года. А в начале войны Т-34 имел 76 мм пушку и выглядел не так импозантно.
А основную тяжесть войны пронесла на своих плечах другая модель, Т-34-76. В зависимости от завода-изготовителя она могла иметь башню и корпус различной формы.
Вместе с Т-34 вторжение гитлеровской германии отражали на начальном этапе танки Т-26 и БТ разных модификаций, составлявшие основу парка бронетехники РККА в 1941 году.
Нерушимой стеной…
Если в фильме есть сцена танковой атаки, то количество танков на квадратный метр съёмочной площадки зашкаливает. В реальных боевых действиях пехотный полк в 1941 - начале 1942 годов, поддерживал, в лучшем случае, танковый батальон.
Бригада 3 батальонного состава насчитывала 16 танков Т-34. Отсюда вывод: больше 5 подобных танков в одном бою не могло участвовать в принципе. А если сделать поправку на то, что техникой бригады были укомплектованы на 30-50 процентов…
В Вермахте на момент нападения на СССР, танковая дивизия имела всего один танковый полк двухбатальонного состава, на вооружении которого (при полной комплектации) состояло 40 танков T-IV и 52, Т-III. Атаку пехотного батальона поддерживала танковая рота (10 T-IV).
Гремя огнём…
Кто не помнит эффектного видеоряда: танковая лавина из десятков танков стремительно движется вперёд, ведя огонь сходу. Смотрится потрясающе. Вот только даже современные танки, имеющие двухплоскостную стабилизацию пушки, ведут огонь с коротких остановок. Выстрелить на ходу танк может. А вот вероятность попасть в цель при этом, стремительно приближается к нулю. В любом танке не так много снарядов, в силу ограниченности места. И жечь их просто «чтобы пострелять» никто не станет.
Так что оставим это на совести режиссёров.
Танки горят от «чиха»
Теперь стоит обратить внимание на защищённость танков в кино. Первое попадание (а танки противника в фильмах, чаще всего, поражают стреляя им в лоб) приводит к тому, что стальная машина, имеющая приличное бронирование, вспыхивает как вязанка хвороста, политая бензином.
Причём снаряд он ловит лобовой бронёй, а гореть начинает моторный отсек, расположенный сзади танка.
Следует обратить внимание и на то, каким образом подбивают танки противника. Тут сцены на любой вкус: из танка, противотанковой пушки, противотанкового ружья, гранатами, «коктейлями Молотова».
Пойдём пошагово.
Если пушка, теоретически, может вывести из строя танк противника, то остальные версии приводили к этому только в результате сильного везения.
Пробить броню танка из ПТР можно только в его кормовой части и с расстояния менее 50 метров. Если стрелок допустил танк на такую дистанцию, он гарантированно погибнет. У танка есть пушка, пулемёт (а то и два), за ним наступает пехота, которая своим огнём прикрывает боевую машину от расчётов ПТР и гранатомётчиков.
Поэтому, в реальном бою, по одному танку стреляли сразу несколько ружей. Причём целились в гусеницу. Перебив её, они лишали танк хода. И, если везло, успевали расстрелять его несколькими попаданиями в борт и корму, с добавлением гранат и горючей смеси.
Противотанковые гранаты в 1941-45 годах были весьма примитивны и малоэффективны. Теоретически, они могли прожечь бортовую броню танка, но только если соприкасались с ней под определённым углом. Добиться этого можно только находясь от танка на расстоянии в 1-3 метра.
А связки противопехотных гранат, в лучшем случае, если солдату удавалось бросить их точно под днище танка, могли сорвать одну их гусениц, натянуть которую танковый экипаж способен за несколько минут.
Коктейль Молотова - тема особая. Первые версии требовалось перед броском взболтать и поджечь фитиль бутылки. Чтобы поджечь танк было необходимо одновременное соблюдение целого ряда «если»:
- фитиль не погаснет, пока бутылка летит до цели;
- она разобьётся именно о танк;
- смесь воспламенится от тлеющего фитиля;
- горящая жидкость просочится внутрь танка и экипаж не сможет её потушить…
Высокую вероятность поражения танка давало попадание бутылки в моторное отделение. Но для этого требовалось иметь колоссальную силу воли, пропустить танк через свой окоп и только потом кинуть бутылку «вдогон». Но за танками идёт наступающая пехота…
ГЛАВНОЕ:
Наши деды и прадеды совершили величайший подвиг.
Не в киношных, а в реальных боях они сначала остановили, а потом разгромили мощнейшего противника, который был отлично вооружён и имел значительно больший боевой опыт на начальном этапе.