Найти тему
Флориан Блэк

Классика хард-рока. Nazareth: "Rampant" (1974) - буйный, но изысканный.

"Rampant" ("Буйный", "Неистовый") - пятый студийный альбом группы Nazareth, выпущенный в 1974 году. Пластинка записывалась под руководством Роджера Гловера, как и две предыдущих, и на этом их сотрудничество закончилось: Роджер дал "назаретянам" всё, что мог, отточив их хард-роковые когти до львиной остроты, после чего бразды правления взял в свои руки гитарист Мануэль "Мэнни" Чарлтон. Мануэль со своей lead гитарой лидирует и на этом альбоме, демонстрируя всё своё незаурядное мастерство. Не менее ярко сверкает звезда вокалиста Дэна Маккаферти, одинаково эффектно исполняющего неистовые рок-боевики и прочувствованные баллады, добавляя душевной хрипотцы в свой зазубренный, как ятаган, голос. Крепко сыгранная ритм-секция в лице бас-гитариста Пита Агню и барабанщика Даррелла Свита дополняет общую картину, и вся эта четверка являет собой одну из самых лихих банд того времени, настоящих головорезов и гангстеров, вооруженных гитарами да усилителями.

"Налетчик" Маккаферти, "взломщик" Свит, "карманник" Чарльтон и "мокрушник" Агню.
"Налетчик" Маккаферти, "взломщик" Свит, "карманник" Чарльтон и "мокрушник" Агню.

Обложку для альбома оформил известный дизайнерский коллектив Hipgnosis, в чьём активе огромное количество изображений, появлявшихся на конвертах самых разных исполнителей, в том числе Pink Floyd, Led Zeppelin и Rainbow. Ребятам из Hipgnosis был присущ аллегорический образ мышления, и на обложке Rampant мы видим загадочную, но яркую картину, в центре которой - бравый военный с эполетами и лицом немолодого рокера, чью голову, словно ореол, обрамляют солнечные лучи. Сбоку из-под небрежно брошенного плаща выглядывает гитара, а с другой стороны поблескивают четыре монетки с отчеканенными на них профилями участников группы. Поодаль видна прекрасная дева на лоне природы, и над всем этим распластался в прыжке атакующий лев с оскаленной пастью и страшными когтистыми лапами. Конечно, любой уважающий себя меломан стремился заполучить такую прелесть в свою коллекцию. Эх, до чего же любовно раньше оформляли пластиночные конверты, аж ностальгическая слеза навернулась. Если художник хотел передать своим рисунком стилевое разнообразие музыки, записанной на альбоме, то ему это прекрасно удалось. Действительно, Nazareth ловко смешивали такие жанры, как рокабилли, буги, блюз, британский фолк и даже психоделию, приводя их к общему хард-роковому знаменателю. И такая склонность гораздо сильнее роднит их с раздолбаями вроде Rolling Stones или Aerosmith, чем с "серьёзными" Deep Purple, Black Sabbath и Uriah Heep. Но ближе к телу, как говорил Мопассан.

-3

-4

"Назарет" стартуют с места в карьер, быстро и напористо, как подобает криминальной саге о человеке, который промышлял тем, что подделывал серебряные доллары - эти монеты уже давно представляют повышенный интерес для нумизматов, а многие их экземпляры очень дорого стоят. Почему-то на задней стороне пластиночного конверта был прикреплён доллар бумажный, да и тот ненастоящий))

-5

Композиция Silver Dollar Forger состоит из двух частей, первая из которых представляет собственно песню, а вторая после короткой психоделической вставки переходит в инструментальный фрагмент, катящийся, словно поезд по прерии. Вторая вещь - Glad When You're Gone - самая свирепая на альбоме, где гитара играет с сильным "вау-вау" эффектом, бас-гитара Агню проворно виляет на виражах, а голос Маккаферти забирается на опасную высоту. Великолепное исполнение! И тут же следует душераздирающая баллада Loved And Lost, одна из лучших в репертуаре Nazareth. Момент, когда после двух вкрадчивых куплетов группа включает всю свою брутальную мощь, просто ошеломительный. Гитара Чарльтона то угрожающе скрежещет, то горько плачет, сопровождая неповторимое пение Маккаферти о том, что лучше пережить несчастную любовь, чем вовсе не знать любви. Здесь буйство и изысканность идут рука об руку, рождая волшебную музыку. Ну, а в завершение первой стороны музыканты поставили песню попроще, хотя и весьма энергичную. Shanghai'd In Shanghai - история о головокружительных передрягах, где мелькают Москва, Гавана, соляные копи, КГБ, Техас, концерт Rolling Stones... (Тут весьма кстати вставлена цЫтата из "Роллингов" в виде увесистого риффа знаменитой Satisfaction). Партию фортепиано исполнил Джон Лорд по просьбе своего приятеля Гловера. Нельзя сказать, что Лорд сыграл что-то из ряда вон выходящее, но его имя на обложке наверняка привлекло дополнительное внимание к пластинке. Это было важно, поскольку песню выпустили на сорокапятке в расчёте на коммерческий успех, однако большим хитом она не стала.

-6

На второй стороне пластинки хард-роковый напор несколько снижается, и Jet Lag берет не столько скоростью, сколько отличной ансамблевой игрой, создающей впечатление четко работающего механизма. Здесь тоже в концовку помещен инструментальный отрывок, на котором Мэнни Чарльтон раскрывается как тонкий лирик. Лирическое настроение царит и в Light My Way, а Sunshine представляет собой вязкий психоделический этюд. Лишь в конце альбома Nazareth возвращаются к хард-року, мощно исполнив Shapes Of Things - композицию из репертуара Yardbirds - и дополнив её собственной вещью Space Safari. Громоподобные барабаны Даррелла Свита сопровождают этот шестиминутный grand finale, после чего звуки синтезатора, изображающие взлетающий звездолёт, уносят слушателя в космос - видимо, на обещанное сафари. Альбом оставляет послевкусие чего-то грандиозного, и я помню, как, послушав его впервые, тут же поставил на воспроизведение снова. Впрочем, в те времена это было обычным явлением, ведь один шедевр появлялся за другим. Вот и Nazareth на этом не успокоились - расставшись, как уже говорилось, с Роджером Гловером, они бодрым шагом отправились к новым свершениям, которые не заставили себя ждать. Впереди у них были сногсшибательные альбомы и потрясающие "живые" выступления - кто видел, тот не забудет.

Слушаем любимую музыку!!!

Ещё по теме:

Классика хард-рока. Nazareth "Expect No Mercy" (1977) - боевой шотландский дух и никаких волынок!