Найти в Дзене
Едем в Таиланд

Фильм «Жизнь других» - пример, когда одна деталь одежды раскрывает героя

Оскароносный фильм «Жизнь других» (2006 год) рассказывает о капитане Вислере - сотруднике восточно-германской госбезопасности – Штази, которому поручили прослушку драматурга Георга Драймана и его подруги, актрисы Кристы Зиланд (выдуманные персонажи). Драйман – обласканный властью, подозревается в том, что тайно работает на Западную Германию.

Кадр из фильма "Жизнь других"
Кадр из фильма "Жизнь других"

На самом деле безопасность страны тут не при чем – сотрудники Штази помогают министру культуры Восточной Германии и одновременно любовнику Кристы убрать соперника-драматурга с дороги.

Кадр из фильма "Жизнь других"
Кадр из фильма "Жизнь других"

Вислер сначала по-немецки педантично исполняет свою работу, но постепенно проникается симпатией и сочувствием к Драйману. В какой-то момент даже делает так, чтобы драматург узнал об измене подруги, но у него или не получается или же драматург будто специально ничего не хочет знать. И день за днём Вислер всё бесстрашней исправляет свои отчеты о прослушке.

Кадр из фильма "Жизнь других"
Кадр из фильма "Жизнь других"

В конце концов, Драйман хвастается перед друзьями, что настолько популярен и любим руководством страны, что его квартиру не прослушивают. Чтобы проверить так ли это, друзья разыгрывают в его квартире сценку, в которой будто «руководят» побегом на запад одного из своих знакомых. Вислер всё слышит, но ничего не сообщает об этом «наверх» и теперь сам Георг и его друзья верят, что квартира Драймана «чиста».

Кадр из фильма "Жизнь других"
Кадр из фильма "Жизнь других"

Так или иначе, происходит трагическая развязка истории, которая могла быть ещё трагичней, если бы не Вислер. Те, кто смотрел фильм – помнят, что было дальше, а тем, кто ещё не видел незачем портить будущий просмотр – сюжет развернётся вдруг очень неожиданно.

Так или иначе, фильм рассказывает нам о том, как приобщение к искусству – пусть и путём подслушивания - может изменить человека (капитана Вислера), а также о том, насколько тотальной была слежка за населением ГДР, и ещё о том, что партийная элита компартии в какой-то момент утеряла (а может вообще никогда не имела) идеалы строителей коммунизма, бросая силы госбезопасности на обеспечение своих любовных интриг.

Кадр из фильма "Жизнь других"
Кадр из фильма "Жизнь других"

Фильм имел большой успех. По всему миру кассовые сборы фильма составили в 30 раз большую сумму, чем расходы на съёмку. Кроме «Оскара» фильм получил ещё множество премий и был обласкан критикой, но…

Спустя некоторое время после просмотра фильма вдруг понимаешь, насколько наивна его фабула и развитие сюжета. Практически – это немецкое кино снятое как будто французами, поскольку такие сюжетные открытия из ниоткуда и наивные немотивированные перемены героев – именно французская традиция. Официальная критика тоже «покусывала» фильм за некоторую инфантильность и излишнюю сказочность, особенно за то, что Вислер дослужился до капитана Штази, а стало быть – безжалостный человек и не мог «перековаться» за месяц прослушки.

Кадр из фильма "Жизнь других"
Кадр из фильма "Жизнь других"

Однако есть одна яркая деталь в одежде капитана госбезопасности, которая говорит и о нём и о времени, в котором происходят события. Вислер ходит в очень модной по тем временам куртке. Но проблема в том, что по долгу службы он должен ходить ещё и в пиджаке. Пиджак длиннее, чем куртка и его полы выглядывают снизу. И в 80-х годах прошлого века и сейчас смотрится это достаточно позорно. Но дело в том, что и куртка очень модная. Скажу больше – я сам ходил так однажды именно в конце 80-х годов, и один мой приятель ходил так. Причина была ещё и в том, что пиджак купить – это в целом проблема, не говоря уже о куртке, а купить и куртку и пиджак так, чтобы они подходили по длине – большая и невозможная удача. Такая одежда Вислера совершенно точно не ошибка костюмеров фильма – больше в фильме так никто не ходит.

Кадр из фильма "Жизнь других"
Кадр из фильма "Жизнь других"

Что хотели показать этой деталью?

Во-первых, то, что Вислер – белая ворона в Штази. Он не пользуется служебным положением, чтобы покупать вещи, которые подходят друг к другу, но любит красивую одежду – это человек принципов и с некоторой широтой взглядов. С другой стороны, его не очень волнует, как люди встречают его по одёжке в прямом смысле. Вислер немного устроен немного сложнее своих коллег и потому в нём случается сбой.

Кадр из фильма "Жизнь других"
Кадр из фильма "Жизнь других"

Всего одна деталь гардероба, но уже примета времени, примета социального строя и характер человека. Я бы не дал этому фильму «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке», но костюмера бы наградил обязательно. Но, пожалуй, никому, кроме жителя бывшего СССР или стран соцлагеря эта история с курткой совершенно непонятна.