Каждый из нас на одно и то же событие может реагировать по-разному: кто-то в любой ситуации будет видеть позитив, а другой — в самом радостном событии найдет повод огорчиться. Наша реакция зависит от способа нашего мышления.
Все люди без исключения имеют некие мыслительные шаблоны, которые иногда называют когнитивными искажениями. Из названия понятно, что когнитивные искажения — это ошибки в трактовке реальности.
Обычно люди не осознают собственные когнитивные искажения, но если подвергнуть их логическому анализу, то можно нивелировать их влияние на себя и свое настроение.
Взрослому человеку это вполне под силу. А как быть с подростками? Ведь они тоже попадают под влияние собственных когнитивных искажений. В этом случае мы, #родители, должны им показать, что есть альтернативы, что можно посмотреть на ситуацию с другого ракурса и тогда будет меньше шансов угодить в мыслительную ловушку.
Когнитивных искажений очень много, давайте рассмотрим те, которые, на мой взгляд, свойственны подросткам.
1. Катастрофизация и предсказание негативного будущего. Я отчетливо это вижу у тех, кто поступает в этом году в вузы и готовится сдавать #ЕГЭ. Старшеклассники уверены, что от ЕГЭ зависит вся их жизнь, все будущее и если что-то пойдет не так, то все кончено, никаких перспектив у них не будет, они всю жизнь будут работать дворниками да кассирами в Пятерочке.
Во-первых, любой труд достоин уважения. Во-вторых, к ЕГЭ надо готовиться и это важно, но это не вопрос жизни и смерти. От непоступления в вуз еще никто не умирал и небо на землю не падало. Думаю, надо обсудить с ребенком запасной вариант, чтобы снизить градус напряжения и психологического прессинга. Что он будет делать, если плохо сдаст ЕГЭ и не поступит в вуз с первого раза? Это может быть работа и параллельная подготовка к сдаче ЕГЭ в следующем году, поступление в колледж, поступление на коммерческой основе и т.д. Когда подросток поймет, что жизнь не заканчивается на ЕГЭ, то катастрофизация будет не такой выраженной.
2. Черно-белое мышление. Это визитная карточка подросткового периода. Там нет никаких полутонов, суждения очень категоричные, решения рубятся с плеча. Подростки часто могут думать, что «если я не написал контрольную идеально на пять, значит я — тупой неудачник», «если эта подруга не хочет дружить только со мной, значит, это не подруга и мне, вообще, никто не нужен», «если у меня до сих пор нет отношений, значит, я страшная и никому не интересна». Прямо хочется взять воображаемую кисть и добавить красок в подростковое #мышление. Объяснить, что контрольную можно не написать на пять, потому что просто допустил ошибку, не выспался, не было времени хорошо подготовиться, но это не делает тебя тупым или неудачником, что подруга может быть очень общительной, но это не значит, что она не дорожит дружбой с тобой, что отношений может не быть по разным причинам и твоя внешность не имеет принципиального значения.
3. Сверхобобщение или генерализация. Склонность делать общие негативные выводы на основании одного факта. Подросток может после одной неудачи решить, что это не для него, или столкнувшись с негативом от кого-то конкретного, решить, что все такие. Например, #ребенок принимает участие в конкурсе актерского мастерства, но именно в этот день что-то идет не так и результата нет. При генерализации он может подумать, что сцена теперь для него навсегда закрыта и о карьере актера даже думать не стоит. Или вышел конфликт с одной девушкой-блондинкой, а он решил, что все блондинки — стервы, надо держаться от них подальше. Но одна неудачная попытка — это не крест на таланте и потенциальной карьере, одна девушка — это не все.
«Всегда, все, всё, никогда» — это слова-маркеры когнитивных искажений, которые свойственны всем людям.
А вы часто попадаете в эти мыслительные ловушки?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»