Всё чаще и чаще я слышу мнение о том, что раньше виски был лучше, в смысле интереснее. И как показывает практика, и многие современные выпуски - так оно и есть. Что тут лукавить, в большинстве своём, виски, выпускаемый ранее, был интереснее современного. И этому есть ряд объяснений.
Начнём немного с истории. Кто внимательно читает мой канал, а особенно мысли замечательных людей по понедельникам, то должны помнить, что в 80-е годы в Шотландии был очередной кризис, связанный с перепроизводством, который привёл к закрытию ряда культовых винокурен. Из-за этого к 90-м годам на складах скопилось много выдержанного виски, так называемый Whisky Loch - озеро виски. И когда ближе к концу 90-х спрос начал возрождаться, то многие винокурни выпускали базовые позиции 10 и 12 лет, которые в своём составе содержали много более выдержанного виски 15, 18, 20 и более лет. И без сомнений, такой базовый и на тот момент недорогой, но очень интересный виски, в котором хорошо сочеталось молодость и солидность, стал завоёвывать всё больше и больше поклонников. И вот мы начали плавно переходить к началу виски-бума.
В начале 90-х начали как грибы открываться виски-клубы, появлялись фестивали, стало расти количество виски энтузиастов, что в итоге привело к росту интереса уже к самому выдержанному виски. Понятно, что индустрия прежде всего работает ради спроса и денег. Если есть спрос на выдержанный виски, то его надо удовлетворять. Тем более, что становится всё больше тех, кто готов платить большие деньги за такой виски. Теперь выдержанный виски продаётся сам по себе хорошо, и его незачем мешать в стартовые позиции. Сейчас 10 лет - это чисто 10 лет, как в 12 летних - чисто 12 лет выдержки. Из-за этого виски потерял ту свою глубину и комплексность, что была раньше, при наличии более выдержанных виски в купаже.
Есть и другой, более объективный фактор. Как известно, нельзя войти в одну реку дважды. С каждым годом происходит множество изменений. Меняется ячмень, меняется химический состав воды, меняется климат, бочки каждый раз новые и разные, меняются мастер-блендеры, могут меняться и нюансы производственных процессов. То есть, множество факторов, формирующих итоговый вкус виски постоянно меняется. Поэтому и сложно сохранять вкус виски одним и тем же. Самое интересное, что и в бутылке виски также меняется. И пробуя сейчас виски, бутилированный 20-30 лет назад, мы уже пробуем изменившийся в бутылке виски. Как показывает практика, очень часто для простых стартовых позиций эти изменения бывают и в лучшую сторону. В любом случае надо принять тот факт, что виски, как и всё вокруг нас, постоянно меняется. И для себя мы должны определиться, нравятся ли нам эти изменения или нет. А вот повлиять на них мы уже не можем никак.
И есть ещё один необъективный фактор. Как мы все понимаем, на волне виски бума растёт и количество тех, кто начинает увлекаться виски. И большей частью это новички и массовый потребитель, который ждёт от виски совсем другого, чем виски-задроты-маньяки. Ну а кого больше? Понятно что массового покупателя. На кого нацелено основное производство виски? Опять-таки на всё того же массового покупателя. И чтобы основной потребитель был доволен, маркетологи и дают задачу делать регулярные линейки и самые продаваемые позиции максимально приближенные вкусам этого самого потребителя. В итоге получаем, что новый виски всё больше и больше движется в стороны простоты, понятности, лёгкости в питие. Ведь большинство не будет часами вынюхивать виски, разбирая его по нюансам. Тут главное, чтобы был приятным, легко заходил, стоил недорого, да и утром чтобы без последствий было. И очень похоже, что основые производители в основном и двужутся в этом направлении. Подозреваю, что скоро мы снова вернёмся к тому, когда в барах просто заказывали скотч, и им наливали, что было. И сейчас, придя в магазин, мы будем делать выбор исходя из цены и дизайна бутылки, а совсем не из-за того, что находится в бутылке. Ведь содержимое всё больше и больше усредняется. В новых релизах становится всё сложнее определить характер винокурни даже для опытного носа.
А как быть виски-задротам-маньякам? Но тут хорошо, что про них не забывают. Выпускают специальные релизы, однобочковые серии и т.д. Энтузиасты всё больше смотрят в сторону винокурен, что не стремятся за массовостью производства, за интересными негоциантами, за редкими возрастными релизами. И сейчас, на мой скромный взгляд, становится всё сильнее разрыв между двумя рынками: массовым и для энтузиастов. Для первых виски, который предпочитают энтузиасты, по большей частью дорогой и непонятный. А для вторых массовый виски скучный и неинтересный. Его достаточно попробовать раз, и больше к нему не возвращаться.
Всё перечисленное выше лишь мои наблюдения. С ними можно и нужно не соглашаться. Я всегда рад услышать ваше мнение о том, как вы видите современное состояние виски мира. Устраивает ли вас текущее положение или раньше было лучше? Пишите своё мнение в комментариях, всегда рад с ним познакомиться!
Употребляйте крепкие напитки умеренно. Всем отличного настроения! Sláinte!