Найти в Дзене

Радикальное реформаторское учение, противоборствующее индуизму

Основы буддизма и его проникновение в Древнекитайское общество

Буддизм возник в первом тысячелетии до нашей эры на территории Индии. Условной датой его возникновения считается 543год до нашей эры.

Возникновение буддизма связывают с именем Сиддхартха Гаутамы Шакьямуни. Это был принц, который жил, не зная горестей жизни, так как его отец тщательно скрывал от него негативные стороны бытия. Однажды всё-таки покинув территории своего дома, Сиддхартха Гаутама Шакьямуни увидел старика, прокаженного и похоронную процессию — и тогда понял, что в жизни человека есть такие напасти, как старость, болезни и смерть. После этого он встретил странника, которому ни в чем не нуждался. Тогда, задумавшись о жизни, принц покинул свой дом, чтобы познать смысл существования человека. Сиддхартха достиг просветления — стал Буддой. И последующую свою жизнь посвятил распространению своего знания, которое можно коротко сформулировать в виде «Четырех благородных истинах»:

  • Жизнь — страдание
  • Желания — причина страданий
  • Страданий можно избежать, если избавиться от причины
  • Избавиться от причины страданий, желаний, можно с помощью духовного самосовершенствования.

В Китай буддизм стал проникать в первом веке нашей эры. Буддийские учения распространялись через торговцев: в то время был установлен Великий Шёлковый путь, который связал Китай с Индией. Таким образом, вместе с товарами приходящие торговцы распространяли и идеи своего народа. Примечательно, что первыми центрами буддизма в Китае стали места окончания Великого Шелкового пути.

Когда буддизм появился в Китае, там уже долгое время существовали другие учения: конфуцианство и даосизм.

Учение Будды в определенных аспектах противоречило конфуцианским нормам поведения (например, традиционному культу предков и император), а так же даосским методикам духовного самосовершенствования с целью обретения бессмертия.

Уникальность буддизма заключается в теории воздаяния (закон Кармы), который подразумевает под собой следующее: любое действие в физической, речевой или умственной формах или даже намерение человека в настоящий момент его жизни может иметь последствие, как положительное так и отрицательное, в виде Кармы в дальнейшей его жизни или же в его перерождении. Так же отличительной особенностью буддизма стало учение о достижении Нирваны, то есть состояния, в котором человек освобождён от страданий.

Буддизм стремительно распространялся в Китае. Особым обстоятельством, объясняющим это, стало то, что в период Вэй и Цзинь происходит разрушение прежних устоев и образование некой пустоты в духовной сфере жизни. Связано это было с падением конфуцианства, как главной идеологии Древнего Китая, и даосизма, на котором резко отрицательно отразилась его тесная связь с восстанием «желтых повязок».

Основоположником буддийской традиции в древнем Китае считается монах Ань Шигао. Вместо со своими китайскими помощниками он перевел на китайский язык около 30 буддийских сочинений. В то же время буддийские монастыри постепенно начинают устраивать первые массовые религиозные празднества.

Уже к середине второго века нашей эры с буддийским учением оказывается связан и двор Императора: об этом свидетельствуют записи о жертвоприношении Лао-Цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-Ди.

Буддийское учение, не последнее место в котором имеет теория об иллюзорности всего, всеобщего страдания и возможности спасения через Нирвану, очень кстати возникло в Китае в период утраты абсолютной веры конфуцианскому учению и даосизму и тщательного пересмотра их основ.

Конфуцианство смогло сохранить свои позиции в качестве идеологии служивого сословия и в повседневной жизни людей разных слоев общества.

Положение буддизма стремительно изменялось в четвертом веке, когда эта религия заинтересовала правящие верха Древнего Китая. Особое внимание в то время уделялось практике медитации.

Отдельные положение буддийского мироощущения были схожи с теорией даосского учения, что позволило первым переводчикам использовать даосские термины для более понятной передачи значения буддийских понятий.

Понятия из даосизма использовались в качестве аналога для терминов из буддийских сочинений, а так же и в собственном значении, но с оттенком теории буддизма.

Например, «бодхи» (просветление) передавалось даосским термином «дао» (путь), «нирвана» — «у-вэй» (недеяние).

При этом схожесть была и в некоторых основных чертах буддизма и даосизма. В обоих учениях присутствует идея несовершенства материального мира и стремление с помощью определенного взгляда на мир достигнуть освобождения (по буддийскому учению) или гармонии (по даосскому учению), не покидая при этом сам материальный мир. Так же в обоих теориях уделяется внимание почитанию людей (существ), которые уже смогли достигнуть освобождения (по буддийскому учению) или гармонии (по даосскому учению).

Вследствие подобной схожести понятий развилась легенда, что учителем Будды, а следовательно и истинным основателем буддизма, был Лао-Цзы, ушедший на запад и якобы пришедший в Индию. Но такая теория была опровергнута тем, что суть даосской философии хоть и звучала в мыслях более древних мудрецов, но непосредственно теоретическое оформление даосизм приобрел только в трактате Лао-Цзы «Дао Дэ Цзин». Таким образом, обращения к древности теряли свою весомость на фоне того, что сроки жизни Сиддхартха Гаутамы Шакьямуни были отодвинуты самими буддистами до рубежа седьмого тысячелетия до нашей эры, в то время как дата жизни Лао-Цзы как старшего современника Конфуция была четко зафиксирована.

Для первых буддистов в Древнем Китае, которые старались осознать смысл сутр, камнем преткновения стала концепция пустоты сутр, поиски наиболее точного варианта расшифровки которых привели к возникновению целого ряда комментаторских течений, известных как «Шесть школ и семь направлений». В этих течения отобразились попытки китайский буддистов наиболее четко и адекватно истолковать содержание учения Будды.

Постепенно в Древнем Китае сложился свой собственный, китайский буддийский канон, куда вошли как переводы с санскрита и пали, так и оригинальные китайские сочинения на тематику буддийского учения.

Буддизм проник в Древний Китай во всем своем многообразии: объединён он был только самыми основными, базовыми положениями — в основном же он делился на множество школ и течений. Но пластичность буддийского учения, его способность изменяться и определенным образом «уживаться» с привносимыми в его внутреннюю среду своеобразными элементами культур стали одним из основополагающих факторов положительного исходя взаимоотношений учения с традиционной китайской культурой.

Даже при всем этом, процесс распространения буддизма всё-таки был заторможен некоторыми факторами: большие расстояния, различие культур, сложность перевода — все это тормозило проникновение буддийского учения в китайскую культурную среду и его адаптацию в ней. Войны и другие конфликты так же были помехой, ведь в такие неспокойные периоды были утеряны многие переводы начального этапа зарождения буддизма в Древнем Китае.

Основной целью в учении Будды признавалось «освобождение» — выход из цепи зависимости настоящего существования, избавление от собственных желаний и, следовательно, от страданий, то есть достижение Нирваны. Сознание — наиболее приоритетная категория для буддизма. Суть же заключается в том, чтобы человек полностью преодолел все пределы и даже саму «абсолютность».

Сущность человека, в соответствии с буддийским учением, остаётся неизменной на протяжении всей его жизни. Его поступки могут повлиять только на окружающее его пространство и на его собственное восприятие этого мира. Это связано и с законом Кармы, который в первую очередь влияет на дальнейшую жизнь или перерождение человека: отрицательные поступки могут принести ему в будущем болезни, бедность, страдания, но, совершая хорошие дела, человек может испытать умиротворение. Совершить как можно меньше плохих поступков — одна из целей последователей буддизма. Только посредством таких усилий человек может освободится от закона Кармы и покинуть круг Сансары (череду перерождений).

В буддизме утверждается, что и жизнь, и смерть человека определены ещё до его следующего перерождения, то есть непосредственно до того, как он станет этим самым человеком. Судьба выступает в роли некого живого компонента, который может иметь влияние на жизнь человека и на все, происходящее в мире.

Быстротечность жизни — неоспоримый факт в буддизме. Это хрупкая деталь, которую может разрушить любое действие человека. Отсюда и исходит важность каждого действия и каждой мысли в буддийской традиции. При этом примечательно то, что как такового понятия греха и греховности в буддизме нет. В этой философии делается акцент на то, что сама по себе жизнь каждого человека — это уже череда ошибочных действий, за которые ему придется нести ответственность, в положительном или отрицательном воплощении, в его следующей жизни.

Из-за существования в буддизме такого понятия, как Колесо Сансары, то есть череда перерождений человека, от которых он может избавиться только став полностью просветлённым, то и отношение к смерти в буддийской традиции куда более лёгкое, чем в некоторых других религиях.

В последующих столетиях в Китае сохранились и стали наиболее важными следующие социальные функции буддизма: обеспечение погребальных церемоний, поминовения душ усопших, заупокойные молебны и так далее.

При этом основные китайской традиционной морально-этической доктрины (то есть принципа Сяо) также оказали влияние на буддийское учение, со временем становясь его частью. Так, например, многие буддийские персонажи стали связываться с героями китайской культуры. А буддийские праздники, существующие в Китае и на сегодняшний день, можно разделить на следующие группы по признаку истока возникновения:

  • Праздники изначально буддийские, которые пришли в Древний Китай непосредственно с самим буддийским учением
  • Буддийские праздники, которые приобрели традиционный китайский облик
  • Буддийские праздники, возникшие в самом Китае
  • Традиционные китайские праздники, в которые были привнесены элементы буддийского учения. Иногда такие элементы незначительные, но иногда буддийское содержание праздника вытесняет исконное значение.

Основополагающим элементом в буддизме является цель самосовершенствования — освобождение от сансары (Сансара — круговорот рождения и смерти, ограниченное кармой) и достижение просветления.

Буддизм можно назвать двойственным учением. С одной стороны — это образец элитарного вероучения, но с другой — он предназначен для широких масс, для народа.

Уникальный процесс взаимодействия двух культур: проникновение буддийского учения в Древний Китай и становление его там под влиянием традиционной китайской культуры.

#культура #история древнего мира #китай

Индуизм
707 интересуются