Бизнес, связанный с масс-маркетом набирает обороты и кажется, что, чем больше твоя целевая аудитория, тем легче будет работать. Да, доля правды в этом утверждении есть, но существуют бизнесы, которые имеют настолько узкий круг клиентов, что хочется только удивиться. Давайте посмотрим, кто решился работать в таких необычных сферах.
Колючий случай: кактусы и суккуленты
Необычный бизнес помогает любителям подобных цветов обрести своего “зеленого друга” и начался он с обычного хобби и… любви к кактусам.
Владелец питомника растений имеет очень большую коллекцию - около 1000 видов, которые он научился рассылать по всей России. Несмотря на то, что пул клиентов не выглядит большим, бизнес успешно существует не один год и устоял даже во время коронакризиса и афтершока постковидного периода. Вот основные аспекты, которые помогают быть на плаву:
- Редкие растения. Кактусы часто коллекционируют, а суккуленты сейчас в моде. Поэтому клиенты нередко обращаются за покупкой не один раз.
- Владелец бизнеса разработал доставку, которая позволяет отправлять растение почтой и в любое время года, что существенно прибавило привлекательности на фоне конкурентов.
- Регулярно добавляются новые виды, чтобы покупателям было интересно.
- Есть возможность купить как рассаду, так и крупное готовое растение.
Есть у бизнеса и сложности:
- Серьезная конкуренция со стороны крупных магазинов, где цветы недорогие
- Имеются вопросы с выходом на маркетплейсы, которые не хотят принимать живой товар
- Для расширения требуются новые площади, а это оборудованные теплицы
Так, любимое занятие перерастает в бизнес, который становится делом всей жизни. Конечно, проблемы и кризисные времена есть, но желание работать развиваться помогает их преодолевать.
Мне бы в небо: сервис для частных самолетов
Кажется, что начинать такой бизнес просто безумие, но кто-то же должен помогать тем, у кого душа просится в небо. Основатель компании, которая занимается обслуживанием частных бортов, сам работал в бизнес-авиации перед тем, как понял, что сумеет оказывать услуги владельцам частных джетов самостоятельно.
Главная причина обращения в такие компании в том, что расходы на покупке самолета не заканчиваются. Нужен экипаж, бортпроводники, диспетчеры и другие специалисты. Да и чтобы купить самолет требуется профессиональный совет.
Как правило, клиенты в такой сфере люди состоятельные и требовательные. Поэтому важен индивидуальный подход. Сервис в бизнес-авиации включает в себя полный комплекс услуг, снимая с клиента большую головную боль, так как для вылета самолета, даже если он ваш личный, потребуется пройти огромное количество согласований.
Плюсами такого бизнеса являются:
- Высокий чек
- Ограниченное количество конкурентов на рынке
Коронакризис стал большим плюсом для компании: когда запретили обычные перелеты, резко возник спрос на личные самолеты.
Сложностями в работе являются:
- Высокая ответственность
- Требовательные клиенты
- Выполнение множества операций перед запуском самолета, отслеживая их качество
- И без того узкий сегмент ЦА становится еще уже, так как нет возможности работать “на потоке” - каждому клиенту необходим индивидуальный подход
Тем не менее, бизнес чувствует себя хорошо. Большую роль в этом играет личный опыт основателя.
Дать в бубен: изготовление шаманских бубнов
Нет, это не шутка и такой бизнес есть. Сложно представить, какой размер целевой аудитории в этом случае, но это и не столь важно, так как идея работает. Сам бизнес развился из туристического: желающим экстремально отдохнуть сдавали в аренду чумы.
Для привлечения гостей пригласили местного нарьян-марского шамана, у которого, как легко догадаться, был свой бубен. Шаман служил настоящим магнитом для гостей. Однако, шаманские инструменты не выдерживали нагрузки и ломались. Для того, чтобы “изюминка” турбазы не пропала, основатель бизнеса сам их ремонтировал.
Ремонтировал, и со временем понял, что их можно не чинить, а делать. Он долго стеснялся показать свои работы, но, когда решился, был удивлен их популярностью среди туристов. Дело пошло.
Бубны мастер изготавливает сам, в ход идет дерево и оленьи шкуры. Помимо туристов часто заказывают компании в качестве необычных подарков клиентам. Бизнес пусть и небольшой, но в Нарьян-Маре он один.
Плюсы:
- Бизнес-идея получила поддержку государства (за оригинальность и развитие местной культуры)
- Минимум конкурентов
- Нет необходимости в больших площадях и найме сотрудников
Не обошлось и без минусов:
- Когда работаешь один быстро упираешься в потолок возможностей
- Слишком специфичная сфера бизнеса
- Есть ограничения по рынку продаж - практически все клиенты местные, из того же округа
Обратите внимание, что объединяет эти бизнесы? Все они, как под копирку, соблюдают главное правило: их основатели работают в той сфере, в которой имеют опыт, которую любят и понимают. Это очень важно, так как является основой для достижения успеха.