НАЗВАНИЯ
Послание к Титу названо так по имени адресата (1:4). Хотя в Деяниях Тит не упоминается, из писем Павла становится очевидно, что он был ценным соработником (2 Кор. 2:13; 7:6, 13, 14; 8:6, 16, 23; 12:18; Гал. 2:1, 3; 2 Тим. 4:10). Тит был грек (Гал. 2:3), обращенный Павлом (Тит. 1:4). Складывается впечатление, что Павел всегда посылал Тита в те места, где были какие-то проблемы, поэтому его часто называют “уполномоченным Павла по улаживанию конфликтов”.
Послание к Филимону тоже названо по имени его получателя (ст. 1). Поскольку Онисим, о котором идет речь в письме (ст. 10), был из Колосс (Кол. 4:9), можно предположить, что и Филимон жил в том же городе (ср. Кол. 4:7-9 и Флм. 10-12).
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Послание к Филимону Павел написал во время своего первого римского заключения. Целью этого личного письма было наладить отношения между Филимоном и Онисимом, его беглым рабом, которого Павел обратил в Риме. Чувствуется, что Павел ожидал скорого освобождения (см. ст. 22).
Очевидно, Павел действительно был отпущен на свободу в Риме, после чего еще путешествовал и проповедовал, хотя это не зафиксировано в Деяниях. В это время Павел и Тимофей побывали на Крите, где Павел оставил Тита, чтобы тот “довершил [привел в порядок; Современный Перевод] недоконченное” в местной общине (Тит. 1:5).
Остров Крит находится в Средиземном море к юго-востоку от Греции. Во время первой проповеди евангелия в Иерусалиме были и представители Крита (Деян. 2:11), и вполне возможно, что некоторые из них обратились и увезли евангелие с собой на остров. Коренные жители Крита были потомками филистимлян. Это были отважные моряки и лучники, но они имели репутацию “лжецов, злых зверей, утроб ленивых” (Тит. 1:12). Это была не самая лучшая почва для насаждения семени евангелия, но Бог заботится о всех людях (Деян. 10:34, 35).
Письмо Титу Павел, видимо, писал по пути в Никополь (Тит. 3:12), город в западной Греции; возможно, он туда добирался через Македонию. Павел советует Титу, как “довершить недоконченное”, но, возможно, для написания письма были еще и другие причины: (1) укрепить Тита в стоявшей перед ним трудной задаче, (2) поддержать Тита, передав ему авторитетное апостольское письмо.
Послание к Титу написано в авторитетном стиле, понятном для критян. Однако в дополнение к весьма важным наказам членам общины, книга также содержит серьезный наказ всем проповедникам (Тит. 2:7, 8) и два замечательных новозаветных поучения (Тит. 2:11-14; 3:3-7).
Некоторые считают, что после того как Павел встретился с Титом в Никополе, его там вновь арестовали и отправили в Рим, а Тит, возможно, последовал за ним (2 Тим. 4:10).
ПЛАН ПОСЛАНИЯ К ТИТУ
I. НАВЕДЕНИЕ ПОРЯДКА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ СИЛЬНОГО РУКОВОДСТВА (1)
A. Следует избрать добрых христианских мужей и отцов (ст. 5-9).
Б. Избирать следует мужчин, способных противодействовать лжеучителям (ст. 10-16; см. 3:9-11).
II. НАВЕДЕНИЕ ПОРЯДКА ПУТЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗДРАВОГО УЧЕНИЯ (2; см. ст. 1, 15).
A. Наказ нести здравое учение (ст. 1, 7, 8, 15).
Б. Здравое учение в применении к любому возрасту (ст. 2-8) и к рабам (ст. 9, 10).
B. Разъяснение, что такое здравое учение (ст. 11-14).
III. НАВЕДЕНИЕ ПОРЯДКА ПУТЕМ ПООЩРЕНИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ (3; см. ст. 1, 8, 14).
A. Необходимость в добрых делах (см. 1:16; 2:7, 14).
1. Для граждан (ст. 1, 2).
2. Для благовестников (ст. 8, 14).
Б. Стимул к добрым делам: Божья любовь (ст. 3-7).
УРОКИ ПОСЛАНИЯ К ТИТУ
В церкви на Крите не было одной важной вещи — сильного руководства (1:5). Чтобы церковь была такой, какой она должна быть, необходимо хорошее руководство. Если община существует уже достаточно давно и не имеет старейшин, ей, как правило, чего-то недостает. Община никогда не должна назначать старейшин, если нет квалифицированных мужчин. (“Лучше быть по-библейски неорганизованным, чем организованным не по-библейски”). Нужно приложить все усилия, чтобы как можно скорее воспитать мужчин с требуемыми качествами (1:5-9).
Некоторые учат, что поручение поставить старейшин (1:5) доказывает, что Тит (евангелист) имел власть над старейшинами. В Деян. 6:1-6 показано, что выбирать старейшин должна община. Евангелист только “ставит” их (“вводит в должность”). Чиновник, который приводит президента к присяге, не имеет затем над ним власти. Так же и проповедник, который поставляет старейшин, не имеет над ними власти.
Подумайте над 2:11-14 и 3:3-7. Вспомните, что сделал для нас Бог и как это должно повлиять на нашу жизнь!