(Читаем: 1 Тимофею 3:1-7; Титу 1:5-9)
Я хочу начать с обзора организации церкви, как она представлена в Новом Завете. Единственный Глава церкви — Христос (Еф. 1:22, 23; см. Мф. 28:18). Не существует никакой государственной, общенациональной или интернациональной организации. Есть только независимые местные общины, автономные и самоуправляемые.
Организацию типичной общины можно представить себе, прочитав Фил. 1:1. Своё письмо к филиппийцам Павел начинает такими словами: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, — всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и дьяконами». В этом стихе указаны четыре разные группы. Павел и Тимофей были проповедниками. «Святые» — это вообще все члены церкви. Затем следуют две особые группы. Первая названа епископами. Это одно из обозначений старейшин церкви. Вторая — дьяконы.
Центральным звеном организации местной общины являются старейшины. Как указывает значение слова «епископ» («блюститель», «надзиратель»), этим мужчинам было вверено блюсти общину, надзирать за ней. Они «пекутся о душах [наших]» (Евр. 13:17). Под началом этих старейшин и совместно с ними работают дьяконы и остальные члены, включая проповедника. Поскольку в Господней церкви нет организации большей, чем местная община… и поскольку главная ответственность за местную общину лежит на старейшинах… и поскольку нет большей ответственности, чем ответственность за людские души, то позволю себе сказать, что работа старейшины — самая важная на свете.
Если работа старейшины самая важная на свете, то в таком случае избрание старейшин — одна из самых важных задач на свете. Чтобы помочь нам в решении этой задачи, я хочу подчеркнуть несколько истин о старейшинах. Работа старейшин самая важная на свете, как минимум, по трем причинам: к ней предъявляются самые строгие требования, она требует самой серьезной ответственности и исполняющих эту работу ждут самые лучшие награды.
САМЫЕ СТРОГИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Выполнение любой работы предполагает наличие определенных требований, квалификации исполнителя, предварительных условий. Как правило, чем важнее работа, тем строже требования. В основном, требования соответствуют выполняемой работе. Например, к старейшинам, ответственным за духовное состояние общины, предъявляются духовные требования.
Я уверен, что по сравнению с любой работой на свете, к старейшинам предъявляются самые строгие требования. Чтобы стать Президентом России, человек должен быть не моложе тридцати пяти лет и постоянно проживать в РФ не менее десяти лет. В России этим условиям отвечают миллионы людей. Требования же к старейшинам гораздо выше. Не каждый может быть старейшиной.
Давайте соединим требования, приведенные в 1 Тим. 3 и Тит. 1.
(1) Непорочный. В 1 Тим. 3 читаем: «…епископ должен быть непорочен» (ст. 2). В письме к Титу также говорится, что старейшина должен быть «непорочен» (ст. 6), с припиской: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель» (ст. 7). «Непорочный» не значит «безгрешный» или «совершенный». Это значит, что ошибки прошлого были исправлены и что этот человек покаялся и ему даже было позволено вернуться к верному христианскому служению, если таковое было необходимо. В результате в настоящем против него нельзя выдвинуть никакого обвинения.
(2) Муж одной жены. Это было написано, когда было распространено многоженство. Для некоторых новообращенных это, видимо, оказалось проблемой. Такое требование исключает многоженцев, а также холостяков и женщин. Старейшиной должен быть муж одной и только одной жены.
(3) Трезв (умеренный). Это требование мы находим в 1 Тим. 3:2. Соответствующее греческое слово в Новом Завете метафорически (иносказательно) употребляется в значении «бдительный, предусмотрительный [осторожный]». Кто-то сказал, что это полный отказ от плохого и умеренность по отношению к хорошему.
(4) Целомудрен (рассудительный). Соответствующее греческое слово переводится также как «рассудительный» и «благоразумный». Это условие не означает, что старейшина не может, например, иметь чувства юмора; но он знает, когда уместно посмеяться, а когда надо быть серьезным. Иными словами, он должен быть здравомыслящим человеком.
(5) Благочинен (внутренне дисциплинированный). В Современном Переводе в 1 Тимофею это качество переведено фразой «держать себя с достоинством». Это перевод слова, означающего «упорядоченный», «организованный». В Тит. 1:8 приводится похожее требование: «воздержан». Оба эти качества можно объединить под одним заголовком «умение владеть собой». Старейшине нужно быть дисциплинированным, организованным, жить упорядоченно.
(6) Страннолюбив (гостеприимный). Это требование есть как в 1 Тимофею (3:2), так и в письме к Титу (1:8). Старейшина открывает людям свое сердце и двери своего дома. Соответствующее греческое слово означает «любящий странников [незнакомцев]». Старейшина не проводит все свое время с несколькими близкими друзьями из церкви. Он проявляет интерес ко всем членам. Многие требования к старейшине тесно связаны с его семьей. Это один такой пример. Мужу трудно быть гостеприимным, если его жена негостеприимна.
(7) Умеющий учить. В 1 Тимофею сказано просто «умеющий учить» (3:2). В письме к Титу эта мысль расширена: он должен быть «силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (1:9). Старейшина не может знать всего, но он должен хорошо владеть библейскими основами. Ему необязательно уметь проповедовать или вести занятия по Библии, но он должен уметь каким-либо образом возвещать истину другим.
(8) Держащийся истинного слова. С предыдущим качеством тесно связана необходимость «держаться истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять… и… обличать» (Тит. 1:9). Старейшина должен твердо стоять в истине, чтобы не быть «носимым ветрами разных учений» (Еф. 4:14; Международное Библейское Общество). Он полон решимости никогда не отходить от Божьего откровения.
(9) Не пьяница. Это требование имеется как в 1 Тимофею (3:3), так и в письме к Титу (1:7). Старейшине не позволительно иметь пристрастие к вину, наркотикам, к своей «мирской» работе или к чему-либо еще в этом мире. Он должен «иметь пристрастие» только к Господу.
(10) Не бийца (не драчливый). Это требование, приведенное в обоих списках (1 Тим. 3:3; Тит. 1:7), означает, что старейшина не может действовать с позиции насилия. Для некоторых мужчин нет ничего лучше хорошей драки — если не кулачной, так словесной. Старейшина не должен иметь репутацию сварливого, неуживчивого человека.
(11) Не гневливый. В письме к Титу (1:7) добавлено «не гневлив». Гневливый человек — это человек вспыльчивый, раздражительный. Старейшина научился сдерживаться. Он осознает, как сказанное им воздействует на других, поэтому он тщательно подбирает слова.
(12) Тихий и миролюбивый. В 1 Тимофею добавляется такая позитивная нота к характеру старейшины: «не бийца… но тих, миролюбив» (3:3). В Международном Библейском Обществе сказано, что он «не драчун, но мягкий в обращении с людьми, не задиристый». Другими словами, старейшина — хорошо воспитанный и порядочный человек. Он контролирует свои чувства, чтобы — даже в случае глубоких внутренних эмоций — обращаться с другими мягко и миролюбиво. Он миротворец (Мф. 5:9).
(13) Не дерзок (не самоуправный). Это требование приводится в Тит. 1:7. В Российском Библейском Обществе сказано «не… самоуправный». В дискуссии, в споре старейшина должен уметь слышать обе стороны. Он не настаивает на том, чтобы последнее слово всегда было за ним. Если это не вопрос веры, он может вежливо уступить.
(14) Не сребролюбив (не жадный до денег) (3:3). Так как Библия не запрещает старейшине трудиться полный рабочий день и получать за это плату (см. 1 Тим. 5:17, 18), то это может означать следующее: «Не стремитесь стать старейшиной только потому, что вы тогда сможете получать зарплату» (см. 1 Пет. 5:2). Вероятно, эта фраза имеет более общий смысл: старейшине нужно правильно расставлять приоритеты. Чем бы он ни занимался в жизни, деньги не должны быть его главной заботой. Дома ли, в церкви или в обществе, он прежде всего должен думать о людях. В Тит. 1:7 несколько иная формулировка: «не корыстолюбец». В Современном Переводе — «не должен стремиться к нечестной наживе». Для некоторых деньги настолько важны, что они сделают всё, чтобы добыть их, — даже нечестным путем. Старейшина должен быть безупречно честным.
(15) Любящий добро. Старейшина должен любить не деньги, а, как сказано, «добро» (Тит. 1:8). Старейшина должен любить всякое добро. Он благоволит всякому добру и оказывает поддержку всему, что есть доброго.
(16) Хорошо управляющий домом своим. И в 1 Тимофею и в письме к Титу особенно подчеркивается, что старейшина должен быть семейным человеком. В 1 Тим. 3:4, 5 читаем: «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли печься о Церкви Божией?» «Управлять» — от сложного слова, означающего «поставить» над другими. Бог поставил отца над семьей и сделал его ответственным за членов своей семьи. Это страшная ответственность. Когда мы будем думать, кого из мужчин поставить на должность старейшин, один вопрос, который непременно следует задать, это — «Как они выполняют свои семейные обязанности?»
(17) Имеющий верующих детей. Это требование тесно связано с предыдущим. В 1 Тим. 3:4 мы читаем, что старейшиной должен быть мужчина, «детей содержащий в послушании со всякой честностью». В Тит. 1:6 сказано, что старейшина «детей имеет верующих, не укоряемых в распутстве или непокорности». Возраст детей не оговорен, но указывается, что у старейшины есть дети и что — своим учением и своей жизнью — он возвещает им Божье Слово, и они веруют (Рим. 10:17).
Так как слово «старейшина» означает «старший», нам надо исходить из того, что хотя бы некоторые из его детей должны быть такого возраста, когда уже могут нести ответственность за свои грехи. В таком случае фраза «верующие дети» будет указывать на то, что дети, достигшие этого возраста, выразили свою веру в послушании (Иак. 2:17) и стали христианами. Эта фраза также предполагает, что теперь они живут так, как положено христианам. Они понимают, чего Бог ожидает от них, и ведут себя по отношению к своему отцу уважительно и послушно. Такие дети не поставят своего отца в неловкое положение и не явятся причиной нареканий на его работу в качестве старейшины.
(18) Не новообращенный. Старейшина «не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом» (1 Тим. 3:6). Здесь не говорится, как долго человек должен быть христианином, прежде чем сможет стать старейшиной, но сказано, что он не должен быть новообращенным. Сначала ему нужно достичь некоторой степени духовной зрелости, чтобы не исполниться гордости оттого, что его поставили старейшиной.
(19) Имеющий доброе свидетельство от внешних (хорошую репутацию). Список в 1 Тим. 3 заканчивается такими словами: «Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть дьявольскую» (ст. 7). Старейшина должен пользоваться уважением среди людей в округе. Если он не имеет хорошей репутации, от этого пострадает Господня церковь.
(20) Справедливый и благочестивый. В Тит. 1 есть еще два термина, которые следует отметить: «справедлив» и «благочестив» (ст. 8). Старейшине нужно быть справедливым человеком, порядочным во всем. Ему нужно быть благочестивым, искренним в своей вере. Это хороший человек — такой, которому вы можете доверить свою жизнь и свою душу.
Просмотрите еще эти качества. Большинство из них требуются от каждого христианина и показывают, каким следует быть мужу и отцу — христианину. Тем не менее, данный список впечатляет как весьма требовательный большого труда над собой. Эти строгие требования — часть того, что делает работу старейшины самой важной на свете.
САМАЯ СЕРЬЕЗНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Работа старейшин самая важная на свете не только потому, что к ней предъявляются самые строгие требования, но и потому, что она сопряжена с самой серьезной ответственностью. Важность «мирской» работы часто определяется величиной связанной с ней ответственности. Землекоп может тратить больше энергии, чем президент компании, но президенту больше платят потому, что его должность предполагает гораздо большую ответственность. Никто не несет большей ответственности, чем старейшины. Павел сказал, что старейшина — «Божий домостроитель» (Тит. 1:7), или, как в Российском Библейском Обществе, «Его управляющий». Чем управляют старейшины? Душами: «они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт» (Евр. 13:17). Врачи несут большую ответственность за наши тела. Насколько же больше ответственность — заботиться о наших душах!
Чтобы глубже постичь степень ответственности старейшин, нужно еще раз обратиться к терминам, употребляемым в связи с этой должностью. Это три греческих слова, которые употребляются взаимозаменяемо: пресбитерос, эпископос и поймен. Все они употреблены в Деян. 20. Павел призвал «пресвитеров» ефесской церкви (ст. 17). Этим пресвитерам, или старейшинам, он сказал, что Святой Дух поставил их «блюстителями» (множ. число от эпископос), «пасти» (глагольная форма от поймен) церковь (ст. 28). Два термина употреблены взаимозаменяемо в Тит. 1. Павел сказал Титу, чтобы тот «поставил по всем городам пресвитеров» (ст. 5), а затем пояснил, что «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель» (ст. 7). В 1 Пет. 5 снова два термина употреблены параллельно. Наставляя «пастырей» (ст. 1; в греческом пресбитерос), Пётр велел им: «пасите (глагольная форма от поймен) Божье стадо» (ст. 2).
Пресбитерос — слово, которое переводят, главным образом, как «старейшина», — означает «старший». Оно существует также в транслитерированной форме (это когда слово записывается буквами родного языка без перевода): «пресвитер». В общем смысле это слово в Новом Завете употребляется для обозначения любого человека, старшего по возрасту, но оно имеет и специальное значение: руководитель церкви (см. Деян. 2:17; 14:23). В применении к старейшине церкви этот термин подразумевает не только возраст, но и зрелость.
Эпископос — сложное греческое слово, состоящее из эпи («над») и скопос («видящий, смотрящий»). Буквальный перевод — «надзиратель». В религиозном мире «епископ» — это отдельный термин, обозначающий сан выше «пресвитера», но в Библии эти два термина используются взаимозаменяемо. Термин эпископос (как в транслитерации, так и в разных переводах) мы видим в нескольких отрывках, включая Фил. 1:1 и Деян. 20:28.
Поймен — греческое существительное, означающее «пастух, пастырь». Глагольную форму этого слова мы встречали в Деян. 20:28 и 1 Пет. 5:2. Существительное встречается в Еф. 4, где Павел перечисляет временные и постоянные должности в церкви. В религиозном мире словом «пастор» обычно называют проповедника, но в Новом Завете такое обозначение проповедника отсутствует. Этот термин предусмотрен для блюстителей церкви.
Пресбитерос характеризует старейшину с определенной стороны: это зрелый христианин. Эпископос указывает на область его ответственности: как старейшина, он несет свою долю ответственности, следя за работой церкви в общем и заботясь о душах членов в частности. Третий термин, поймен, это его «должностная инструкция»: старейшины должны быть пастухами (пастырями), ухаживающими за Божьим стадом!
• Они должны вести стадо (см. 1 Пет. 5:1-3). В новозаветные времена пастух не гнал овец; он шел впереди — вел их.
• Они должны питать стадо. Старейшины обязаны следить за тем, чтобы стадо получало здоровую пищу: Божье слово.
• Они должны защищать стадо (см. Деян. 20:28-31). «Лютые волки» рыщут и сегодня. Они погубят стадо, если пастухи не будут проявлять усердие.
Есть еще несколько греческих слов, которые тоже указывают на то, какие у старейшин серьезные обязанности. Они должны «печься о Церкви Божией» (1 Тим. 3:5). «Печься» — от эпимелеомай, что означает «заботиться», заранее продумывая и обеспечивая. О старейшинах сказано, что они «управляют» (1 Тим. 5:17; Российское Библейское Общество) и «начальствуют в Господе» (1 Фес. 5:12). В этих стихах употреблено греческое слово пройстеми, буквально означающее «стоять перед», отсюда «становиться во главе, вести», а также «заботиться» и «быть прилежным». И, наконец, в Евр. 13 старейшины названы «наставниками» (ст. 7, 17, 24). Соответствующее греческое слово — хегеомай, глагол, означающий «вести, предводительствовать».
Теперь должно быть ясно, насколько серьезные обязанности у старейшин. Просто невозможно свести их работу в короткий список, но я все же попробую подытожить хотя бы некоторые их обязанности: Они должны…
• Надзирать за общиной в целом и руководить ростом церкви. Им не нужно (и не следует) делать всю работу, но они обязаны следить за ее исполнением.
• Заботиться о конкретных нуждах членов общины. Старейшинам нельзя настолько загрузить себя делами общины в целом, что при этом упустить из виду нужды ее отдельных членов. Помните, что их «должностная инструкция» велит им быть пастырями. Они должны заботиться о тех, кто в горе, кто слаб, кто сломлен и кто сбился с пути, — как пастух заботится о своих овцах. В один прекрасный день они дадут отчет о своем руководстве (Евр. 13:17).
• Оберегать членов от лжеучений, увлечения мирскими интересами и дурных примеров.
• Быть примером в жизни, работе и учении (см. 1 Пет. 5:3). Первая обязанность старейшин — «наблюдать за собой», а уж потом — наблюдать за всем стадом (Деян. 20:28). Чтобы вести стадо, они вначале должны показать овцам пример христианской жизни.
Повторяю: работа старейшины — самая важная на свете, потому что она сопряжена с самой серьезной ответственностью.
САМЫЕ ЛУЧШИЕ НАГРАДЫ
И, наконец, хочу сказать, что работа старейшины самая важная на свете, потому что она приносит самые лучшие награды. По правде говоря, служение для Иисуса само по себе — уже награда. Большинство принимают на себя ответственность быть старейшинами просто потому, что хотят служить Господу и членам своей общины. Это придает их жизни дополнительный смысл и цель.
Вторая награда — это честь и уважение от нас, членов общины. Павел писал Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую [двойную; Международное Библейское Общество] честь» (1 Тим. 5:17). «Вторую честь» им следует оказывать, если они «трудятся в слове и учении» (ст. 17; см. ст. 18). «Первая честь» — это почет и уважение, которое должны оказывать им члены церкви. Давайте вкратце перечислим, как именно мы можем оказывать своим старейшинам должное уважение:
• Быть им признательными. «Просим вас, братья: будьте признательны тем, кто усердно трудится среди вас, кто вас направляет и наставляет» (1 Фес. 5:12; Российское Библейское Общество). Будьте признательны старейшинам и выражайте свою признательность.
• Высоко ценить их. «Относитесь к ним с величайшим уважением и любовью за то дело, которое они делают» (ст. 13; Российское Библейское Общество). Если вам трудно высоко ценить их, учитывая особенности их личности, тогда цените их за ту работу, которую они выполняют.
• Не ругать, а увещевать. В 1 Тим. 5:1 говорится о старых людях в целом, но это поучение определенно предполагает и наше поведение по отношению к старейшинам: «Старца не укоряй, но увещай, как отца».
• Верить в лучшее. Любовь верит в лучшее в других, а значит, и в старейшинах. Павел писал Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5:19). Не слушайте сплетни о старейшине.
• Помнить их. «Помните наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие» (Евр. 13:7). Автор просит своих читателей помнить, что эти люди сделали для них, но будет уместно сказать, что нам нужно, плюс к этому, «помнить» (поминать) наших руководителей в своих молитвах и словах ободрения, а также «помнить» (вспоминать) их учение в минуты искушений.
• Подражать их вере. «Смотрите на итоги их жизни и подражайте их вере» (Евр. 13:7; Российское Библейское Общество).
• Повиноваться им и быть покорными. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не вздыхая, ибо это для вас не полезно» (Евр. 13:17). Когда мы сотрудничаем со старейшинами и живем как подобает, их работа становится радостной. А когда мы не поступаем так, это не только ставит под угрозу наши души, но и заставляет наших старейшин страдать.
С годами некоторые перестали почитать старейшин так, как Бог велел их почитать. Я молюсь о том, чтобы с этой общиной такое никогда не произошло. Да поможет Господь иметь к нашим руководителям должную любовь и уважение.
Конечно, величайшую награду старейшины получат не в этой жизни, а в следующей. Обращаясь к старейшинам и умоляя их «пасти Божие стадо» (1 Пет. 5:1-3), Петр писал: «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (ст. 4). Не может быть большей награды, чем эта!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем уроке я заявил, что работа старейшины самая важная и замечательная на свете потому, что к ней предъявляются самые строгие требования, что она требует самой серьезной ответственности и что исполняющих эту работу ждут самые лучшие награды. Я никого не хотел напугать; но я надеюсь, что раскрыл перед вами, какие колоссальные задачи решают своей работой старейшины. И еще я надеюсь, что вы поняли всю серьезность стоящей перед нами задачи — выбора и поставления старейшин для этой общины. Да поможет всем нам Бог.
#Церковь #церковь христа #христиане #христианство #религия