Продолжение
В ночь на 10 мая небольшая часть “Чеченского отряда” под личным командованием генерал-лейтенанта П.Х.Граббе отправилась по направлению к кумыкскому аулу Старый Аксай, а оттуда к урочищу Ахмет-Тала, где в укрепленной засеке расположились основные силы мюридов в этой части восточной Чечни. Соблюдая все меры предосторожности, передовые казачьи сотни на рассвете следующего дня, никем не замеченные вышли через селение Балансу к вражескому лагерю и поддержанные пехотными ротами под командованием полковника И.М.Лабынцева, нанесли сокрушительное поражение неприятелю. Мюриды не стали оборонять свой хорошо укрепленный стан и в панике отошли к селению Саясан, при этом правительственным частям, помимо брошенного оружия, досталось полотнище, принадлежащее еще первому вождю мюридизма имаму Кази-мулле.
Отряд правительственный войск зайдя далеко вглубь враждебной территории, сжег укрепление мюридов с собранными здесь припасами и сразу же направился в обратный путь. По всем окрестным обществам поднялась тревога и большие группы горцев стали быстро прибывать, стараясь перекрыть дорогу на плоскость. Часть “Чеченского отряда” под начальством полковника И.М.Лабынцева оказавшись на открытой местности, непрестанно подверглась атакам из ближайшего леса. Оценив ситуацию генерал П.Х.Граббе двинул основные силы пехоты прямо на позиции горцев, а казачью конницу отправил в обход лесных зарослей. Заметив этот маневр горцы не приняли встречного боя и немедленно отошли, на время освободив узкую горную дорогу. Соединившись воедино части экспедиционных войск достигли ближайшего ичкеринского селения Балансу, где и остановились в укрепленном лагере. На следующий день, 11 мая войска следуя через ичкеринские аулы безжалостно уничтожали их, лишний раз напомнив горцам, что ни Ташав-хаджи, ни его мюриды, ни прибывшие из Дагестана со своими отрядами наибы Сурхай и Али-бек не способны защитить их от российских войск, в случае нарушения принесенных присяг и возобновления враждебных действий.
12 мая настала очередь и хорошо укрепленного аула Саясан, который был захвачен в ходе ожесточенного штурма, и сразу же сожжен вместе со всеми укреплениями. Горцы были «совершенно разбиты и рассеяны» по ближайшим окрестностям, а Ташав-хаджи потерпев второе чувствительное поражение всего за несколько дней стремительно покинул место сражения с наиболее преданными сторонниками. Этим ограничивалась основная задача похода в горную Ичкерию, тем более что предводители мюридизма окончательно разругались, обвинили друг друга в произошедшем разгроме и выжившие дагестанцы с наибами Сурхаем и Али-беком очень быстро отправились к имаму Шамилю. А потому вечером 13 мая, после разорения соседнего селения Белитли и нескольких окрестных хуторов, решено было выходить на плоскость долиной реки Яман-Су от Рагонкаж обратно к крепости Внезапной. Однако двухдневное следование по гористо-лесистой местности превратилось в одно непрекращающееся сражение. Самые жаркие схватки, как и всегда происходили в прикрывающем отход войск арьергарде, где находились батальон егерей Куринского полка и два орудия конноартиллерийской казачьей батареи №15. Всем подразделениям приходилось «часто выдерживать отчаянные нападения фанатиков, которые с исступлением бросались в шашки, несмотря на картечный огонь, …левая колонна полковника Н.П.Пулло выдержала последний отчаянный натиск горцев, только удачный картечный выстрел отразил их в то мгновение, когда они были уже в шагах пятнадцати от орудий»
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.