Подробно о проекте этой станции в районе #нагатинский затон мы рассказывали год назад в этом материале.
Напомним, станция #метро с трех сторон окружена водой, что вызывало дополнительные сложности при проектировании и строительстве.
И тем не менее, несмотря на не самые удачные с точки зрения геологии условия, работы идут ударными темпами. Судите сами:
В феврале этого года станция выглядела так - работы по основным конструкциям только-только начинались:
За это время стартовала проходка обоих тоннелей: до станции «Кленовый бульвар» из этого котлована стартовал тоннелепроходческий щит (ТПМК), носящий имя "Лилия", а с обратной стороны, от станции «Печатники», к станции подбирается щит "Виктория". На данный момент ему осталось преодолеть менее 400 метров, а проходит он всего в 13 метрах от дна Москвы-реки. Тоннели строятся одним щитом большого диаметра, то есть в одном тоннеле будут 2 пути, по которым поезда будут ходить в обе стороны.
Также с момента выхода нашего прошлого обзора окончательно утверждено название станции: между «Корабельной» и «Нагатинским Затоном» москвичи выбрали вариант «Нагатинский Затон».
А теперь прогуляемся по станционному комплексу и оценим его готовность спустя всего 7 месяцев:
Сначала окинем площадку взглядом сверху. Подлетаем со стороны района Печатники.
Общий план на станцию. Ближе к нам - торец в сторону станции «Печатники».
Демонтажная камера для ТПМК "Виктория", который в настоящее время ведет проходку под Москвой-рекой.
Станция запроектирована с одним вестибюлем. Он уже скрылся от наших глаз под слоем арматуры и бетона. Справа от вестибюля началось раскрытие нового котлована - здесь расположится вентиляционная камера.
В технологическом окне верхнего перекрытия видно эскалаторный наклон, ведущий с уровня вестибюля на уровень распределительного зала над платформой станции. Эскалаторы пока не смонтированы, а проем оставлен специально для их монтажа.
Вид на центральную часть станции. Здесь уже завершены работы по строительству верхнего перекрытия, выполнена его гидроизоляция и ведется обратная засыпка. Вот все бы станции так быстро строили!
Западный торец станции - монтажная камера щита "Лилия", который завершил основную часть проходческих работ и ожидает сооружения демонтажной камеры на «Кленовом Бульваре»:
Участок тоннеля до «Кленового Бульвара» проходит под водой:
Но довольно витать в облаках - пора с небес на землю:
Нас встречает подземный вестибюль, через который пассажиры будут ежедневно (или, по крайней мере, каждый будний день) входить на станцию и выходить из нее. Слева - конструкции ленты откатки породы щита "Лилия", которая ведет проходку до станции «Кленовый бульвар».
В зоне подземного вестибюля ведется кропотливая работа - вязка арматуры верхнего перекрытия:
А здесь уже залит бетон:
В центральной части котлована началась обратная засыпка готовой части станции:
А здесь расположится станционная вентиляционная камера, которая будет обеспечивать воздухом как пассажирскую зону станции, так и многочисленные технические служебные помещения. Для того, чтобы вывести вентканалы со станции в венткамеру, нужно сделать проемы в стене в грунте - для этого используются канатные машины для резки бетона (2 штуки на фото):
Спускаемся на станцию. Спуститься можно двумя способами - по лестнице либо на электрическом подъемнике:
Торец платформы станции со стороны тоннеля на «Печатники»:
Торец коробки станции. Вид в сторону Печатников. За шторкой - демонтажная камера для щита, которому еще предстоит завершить проходку тоннеля от станции «Печатники».
Вид с платформы в сторону станции «Кленовый бульвар» и в сторону станции «Печатники»:
Со стороны «Кленового бульвара» еще продолжаются работы по заливке перекрытия коробки станции: верхнее перекрытие пока опирается на стойки опалубки, но после того как бетон наберет необходимую прочность - "подпорки" будут демонтированы:
Рабочий диалог.
По всей длине обеих платформы ведется монтаж фальш-потолка, над которым будет установлена система вентиляции:
По плану, через год здесь уже должны пойти поезда:
Станция с береговыми (боковыми) платформами и путями посередине. Между двумя путями - несущая стена с проемами.
Открытие станции в составе большого участка от «Каховской» до «Нижегородской» БКЛ запланировано на сентябрь 2022 года.
Работа идет. В ноябре начнутся работы по электрификации станции, а к декабрю - отделка.
В отделке будут применяться мрамор «Полоцкий», «Коелга» и гранит Мансуровского месторождения.
По задумке архитекторов из бюро Za Bor, для создания облика станции проекта они обратились к тематике обитателей рек московского региона. После изучения ихтиофауны столичных водоемов предложили оформить станцию мозаичными панно из гранита для 12 видов рыб, а потолок наземного павильона украсит "чешуя рыбы".
Единственный вход на станцию будет оборудован эскалатором на четыре нити. В настоящий момент готовы монолитные конструкции (фундамент) для монтажа механизмов эскалатора:
Эскалатор в ярком дневном свете настолько фотогеничен, что к нему уже сейчас выстраиваются очереди из фотографов:
Опоры для нижней зоны эскалатора:
После спуска по эскалатору с уровня земли пассажиры попадут вот в этот зал, откуда идет широкая лестница на ближнюю ко входу платформу:
Далее на боковые платформы, как и на всех станциях "испанского" типа, ведут такие лестницы. Здесь никаких эскалаторов не предусмотрено:
Монтажная камера щита, работающего в сторону станции «Кленовый бульвар». В данный момент проходка временно остановлена, так как щит стоит у демонтажной камеры в ожидании, пока ее раскопают. Осталось пройти всего около 6 колец. Слева - воздухопровод тоннельной вентиляции, подающий "свежий" городской воздух в зону проходки тоннеля.
Вид из монтажной камеры на торец коробки станции, который еще не закончен в монолите (за спиной - «Кленовый бульвар»):
Входим в тоннель - здесь все для людей :)
Одно техническое кольцо, установленное для старта щита (без металлоизоляции) и последующие кольца, установленные щитом с металлоизоляцией самих тюбингов (красноватый цвет) и швов между ними. "Усиленные" блоки тоннельной обделки применяются на этом и соседнем (до «Печатников») перегонах в связи с обводненными грунтами на участке - напоминаем, что с обеих от станции сторон проходка ведется под Москвой-рекой.
Эти стартовые кольца будут сломаны - они были нужны лишь для упора домкратов щита на первых метрах проходки:
Стыки между блоками провариваются. Очень необычный цвет тоннеля:
Вид в сторону «Кленового бульвара»:
Периодически по тоннелю перемещается строительная техника:
Скоро начнется укладка верхнего строения пути - полушпалков с рельсами и их заливка бетоном. В этом деле не обойтись без "бетономешалки":
"Горка" в тоннеле - временный "пандус" для работы каров (подвозящих блоки тоннельной обделки к проходческому щиту), идущий с нижнего уровня монтажной камеры до уровня лотка. Фальш-потолок тоже смонтирован пока только начиная с места, где начинается залитый лоток, так как монтировать его над пандусом неудобно.
Пространство над "потолком" необходимо для подачи воздуха в тоннель - для этих целей в воздуховоде в начале и в конце тоннеля будут установлены мощные вентиляторы.
Снизу воздуховод будет подшиваться утеплителем:
Видно, как тоннель "ныряет под воду":
Возвращаемся назад.
"Кот по имени Боб" нас обогнал :)
Пора на выход в город...
На сегодня всё. Спасибо за внимание!
Благодарим Департамент Строительства города Москвы за предоставленную возможность побывать на объекте!
Больше фото, как и всегда, в фотоальбоме нашего сообщества ВКонтакте (ссылка в шапке профиля).