ЦАРИЦЫНО
История этой местности очень глубокая. Когда-то имение под названием Черная грязь принадлежала Стрешневым, в петровские времена уходит молдавскому князю Кантемиру (неслучайно недалеко от заповедника есть станция метро с названием «Кантемировская»), но случилось в этой местности удивительное событие: в 1775 году Екатерина II приезжает в Москву по случаю праздничных торжеств в связи с окончанием русско-турецкой войны. Она прогуливается по Коломенскому и соседним окрестностям. И когда императрица оказывается в имении Черная грязь, она буквально влюбляется в эти живописные земли. Она мгновенно покупает эту землю за 25 тысяч рублей и велит строить там небывалый дворец. Насчет зодчего даже не размышляли: им был назначен Василий Иванович Баженов, талантливый мастер. Екатерина II подчеркивает: дворцовые постройки тоже должны быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики». Часто стиль построек Царицына называют «нежной готикой» - в привычных русскому глазу красно-белых тонах, с отсылкой к древней крепости Кремля и нарышкинскому барокко, но в то же время со строгостью и европейскостью готических манер. Любопытно, но в течение десяти лет, пока Баженов строил резиденцию для императрицы, она не появлялась в Царицыне. Заехала лишь в 1785 году и вышла из уже построенного дворца сердитая тем, что дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нём было бы невозможно жить».
Баженов отстранен. Назначен новый зодчий: Матвей Федорович Казаков. Прежний Большой дворец разбирают, Казаков проектирует новый. Но и тот дворец постигает неудача: он императрице не нравится. В 1796 году Екатерина II внезапно умирает. Новый император Павел I распоряжается: «В Царицыне никаких строений не производить». Все работы в резиденции останавливаются.
Удивительная история: в Царицыне так и не жила царица. В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок – это что-то вроде парка культуры и отдыха для столичных купцов и мещан. Прекрасный пейзажный парк полон романтизма: в нем строятся уединенные беседки. Некоторые постройки дворцового комплекса переоборудуются под кофейни и гостиницы. В конце XIX века, когда поблизости появляется железнодорожная станция, они превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи.
А вот после революции Царицыно переименуют в Ленино-Дачное и исторические постройки превратятся в коммунальные квартиры. В конце XX века в районе будут строить многоэтажные дома, а дворцовый ансамбль отреставрируют лишь к 2007-му году, а в Большом дворце откроется музей.
Достопримечательности района Царицыно:
1. Большой Дворец. М. Ф. Казаков строит на месте разобранного баженовского здания новый дворец: более строгий и более классический. Но и он, как мы уже писали, неугоден заказчице. На протяжении всего XIX века незаконченный дворец мощным исполином возвышается в Царицыне, и никто, абсолютно никто не знает, что с ним делать. К концу XX века Большой дворец превращается в мрачные развалины. Их окружают глухие заросли крапивы, дворец выглядит не очень: обвалилась крыша, из стен проросли деревья. Только самые смелые романтические парочки дерзают пробраться внутрь, а по стенам время от времени карабкаются скалолазы: тренируются. В 2007-м году отреставрированный дворец становится музеем. Так тому и быть.
2. Архитектурный ансамбль Царицына. Баженов все же успел оставить свой след в истории: Кавалерские корпуса, Большой мост через овраг, Фигурный мост, Малый и Средний Дворцы, виноградная арка, Хлебный дом… Удивительно, какими разными и в то же время похожими могут быть постройки одного архитектора.
Это действительно ансамбль, а может быть даже целый оркестр, где все постройки исполняют роль разных инструментов и играют свои партии, которые в итоге сливаются в гармоничную мелодию. Баженов экспериментирует с формами зданий, заигрывает со зрителем, используя схожие архитектурные элементы. В этих постройках действительно разворачивает целый спектакль, спектакль архитектуры.
3. Оранжерейный комплекс. Единственный в Москве усадебный оранжерейный комплекс с 250-летней историей. Первые оранжереи появляются здесь еще в начале 1740-х годов. С течением времени экзотические фрукты и декоративные растения становятся «фирменным знаком» Царицына. Несмотря на прекращение строительства дворца, оранжереи долгое время поддерживали. Однако В конце XIX века наиболее ветхие оранжереи продают под снос. Земля под ними застраивается дачами. Дольше других сохраняется Виноградная оранжерея. В советское время в ней размещаются коммунальные квартиры. К 1990-м годам и она превращается в руины. В 2008 году царицынский оранжерейный комплекс восстанавливают по сохранившимся описям и чертежам.
3. Пейзажный парк. В Царицыне приятно гулять по тенистым аллеям среди деревьев и прудов. Такие парки называют пейзажными, нерегулярными или английскими. В отличие от регулярных французских, с ровно подстриженными деревами и симметрией, пейзажные парки больше напоминают естественную природу в подтверждении мысли о том, что человек не должен подчинять природу, а он – всего лишь частичка Вселенной.
В таких парках рекомендуется гулять, философски размышляя о жизни, любви и смерти. Так это делали дворяне и купцы весь XIX век, поэтому в парке появились уединенные беседки и таинственные гроты с глубокомысленными названиями: павильон Миловида, беседка «Храм Цереры», павильон Нерастанкино, башня-Руина, Русалкины ворота, грот на Глухой дорожке…
4. Царицынские пруды. Царицыно богато флорой и особенно, фауной: утки, живущие на двух прудах, не улетают даже зимой. Встречаются и лебеди. А по Верхнему пруду можно плавать и человеку: на лодке или катамаране.
5. Ореховские склоны. Удивительное место, про которое – тссс! – мало кто знает. Если уйти в парк совсем глубоко и подняться по тропинкам наверх, то вы попадете в широкие, почти деревенские просторы, где растут краснокнижные растения, а в высокой траве надрываются сверчки.
И даже воздух там совсем другой – ощущение, будто вы оказались где-нибудь в глубинке, на настоящем русском поле, а Москва осталась где-то в другой жизни.